В философской
литературе понятию «ценность» дается следующее определение: ценность - положительная или отрицательная
значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не
столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу
человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, отношениями.
Доминантные
ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая
тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Система ценностных
ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, является
основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной
активности. По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся
проблемой ценностных ориентаций, несмотря на специфику подходов к ней, система
ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.
Проблема
ценностей занимает важное место в структуре социологического и психологического
знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как
«общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться».
В
социологии и психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые
нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного
оценивания тех или иных событий. Ценности – это идеи, идеалы, цели к которым
стремится человек и общество.
Стремление к смыслу, по мнению В. Франкла, - первичная мотивационная сила в
людях.
Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и
сверхсмысл. С его точки зрения самоопределения можно достичь путем определения
смысла тремя различными способами: делая дело, переживая ценность и страдая. Г.
Меррей представляет ценности в связи с потребностями. К ценностям он относит
физическое благополучие, собственность, власть, аффлиацию, знание, эстетические
формы и идеологию.
Ценности
объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру,
которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Описывая
экзистенциальные потребности психически здорового человека, Э. Фромм выделяет
потребность в наличии системы ценностей. Человек нуждается в системе взглядов и
ценностей, помогающих ему ориентироваться в мире. Система ценностей позволяет
организовывать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы
сталкиваемся на протяжении жизни.
Полагая,
что усилия человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями, Г.
Оллпорт представляет ценностные ориентации как черты более глубокого уровня.
Он
выделяет шесть различных ценностных ориентаций, считая, что у разных людей
наблюдаются различные комбинации ценностей: теоретические, экономические,
эстетические, социальные, политические, религиозные.
Есть конфликтующие ценности. Конфликт ценностей может быть источником развития.
Ценности представляют собой
основу, определяющую переживания и поведения людей. Представляется актуальным
следующее определение ценностей, как эксплицитных или имплицитных концепций
желаемого, характеризующих индивида или группу и опре
|