Журналистика
и пропаганда – две мощные силы, за которыми стоит многолетняя история формирования
и постепенного их внедрения в общественную и личную жизнь каждого человека.
Пражурналистику
(протожурналистику), существовавшую в устной форме, связывают с деятельностью
церковных проповедников, гонцов-глашатаев, герольдов, ораторов. То есть на
определенном этапе развития различных форм общественной организации возникла
потребность в массовой коммуникации, которая была осознана верхами, и они,
возглавляя города, государства, поощряли развитие массового информационного
обмена. Тем более это стало реально возможным с возникновением и стремительным распространением
в странах Западной Европы техники высокой печати.
Понятие
«пропаганда» своими корнями также уходит в далекое прошлое.
Изначально оно означало укрепление особым способом побегов и корней растений
для их лучшего роста, то есть использовалось садоводами для обозначения действий,
способствующих благоприятному цветению плодовых и прочих. Со временем значение этого
слова трансформировалось – от обозначения особой коллегии, распространявшей
религиозную информацию среди еретиков и далеких от веры, до обозначения любых
действий, связанных с распространением философских идей, взглядов или задач
различных социальных движений.
Понятие
было перенесено на социальную почву и стало ассоциироваться с укоренением
социальных идей в обществе. В самом общем смысле пропаганда понимается как распространение
и углубленное разъяснение идей, учений, знаний.
К
концу XIX в. под пропагандой стали понимать действия революционеров, которые несли
массам идеи борьбы за свободу и счастье.
В
XX в. понятие приобрело негативный оттенок, связанный с суггестивными методами
(внушение и др.) внедрения идей в массовое сознание. Политизация термина,
который многими стал ассоциироваться с конкретными режимами («фашистская
пропаганда», «советская пропаганда»), на наш взгляд, не является продуктивной.
Ведь существует и такой взгляд на пропаганду: это – метод доведения
информации, который в отличие от агитации, предполагающей достаточно
некритичное восприятие информации, опирается на систему аргументов,
убеждающих аудитории.
Именно
МСК выступает посредником между социальными институтами, властными структурами
и социальными группами, а также индивидуумами, и наиболее популярными каналами для
неё являются всевозможные СМИ. Любое журналистское выступление может нести про
пагандистский эффект. Можно говорить о мере пропагандистского воздействия, но в
любом случае действенность МСК будет предопределяться актуальностью ее
содержания. Пропаганда – это метод распространения идей, к сожалению, и не всегда
хороших и правильных, но такой способ донесения любой информации наиболее прост
и действенен, т.к. активно применяется развернутая система аргументации,
демонстрируется наглядная картина происходящего. МСК же – это средство
распространения передовых социальных идей, актуальное выражение адекватного
положения в обществе. Специфика её также заключается в отражении всего самого
передового в различных в сферах, сопряженных непосредственно с жизнью человека.
Чрезвычайно важно, чтобы МСК мгновенно реагировала на интересующие массы
проблемы, помогала найти правильные ответы на вопросы, возникающие в ходе
реформ, своевременно и понятно объясняла массам государственные решения.
Соотнося все вышесказанное, мы обнаруживаем
неразрывную связь истинной пропаганды с жизнью и её творческий характер.
Например, в публицистике – основном потоке информации, наполняющем
журналистику, – несомненно, присутствуют элементы пропаганды. Если в науке
любой факт представляется, анализируется и включается в качестве аргумента в
систему во всей его полноте и в сочетании с множеством аналогичных фактов для
демонстрации не только тенденции, но и закона, то в журналистике (публицистике)
многое оставляется на веру. Аудитория, доверяя репутации СМИ1,
конкретного журналиста, понимая специфику МК (например, ограниченность объёма
текста), воспринимает факты как достоверные. Между тем в силу своей оперативности
Токмань В. Восхождение к идее. Коммунистическая
пропаганда и молодежь. – М. : Молодая гвардия, 2005. – С. 65.
|