Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. К эмпирическому уровню знаний мы относим моделирование, основанное на результатах, полученных в ходе проведения наблюдения, эксперимента и т.д.
В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы. Т.Е. в нашем случае мы имеем дело с системой экспериментов, построенных на результатах теории и проводящихся непосредственно в целях подтверждения или опровержения имеющейся гипотезы или при проверке ранее созданной модели.
Таким образом, два этапа исследований в естествознании – моделирование и эксперимент представляют взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы получения научного знания и не могут существовать друг без друга, в некоторых случаях, правда бывают заменены другими методами теоретических или эмпирических исследований.
1. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. и др. Концепции современного естествознания. М.: ФАИР-Пресс, 2001.
2. Гивишвили Г.В. Антропогенная вселенная // Химия и жизнь.- 1993.- № 6.- С. 9-11.
3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 208 с.
4. Концепции современного естествознания / Под ред. проф. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.
5. Савченко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. – 99 с.
|