На протяжении 1900-1917 гг. в России
происходили политические изменения, вызвавшие к жизни новые идеологические
доминанты, которыми отныне руководствовались основные социальные группы. В
первую очередь эти идеологические установки были связаны с внутрироссийскими
проблемами: переходом от абсолютизма к режиму ограниченной монархии, появлением
парламентаризма и политических свобод, возникновением партий и общественных
организаций.
В российском общественном сознании
постепенно утверждалась мысль о близости исторических судеб России и Америки. Иллюстрацией могут служить
строчки из «Колокола» Герцена, который еще в 1858 высказался на этот счет
следующим образом: «Обе страны преизбытствуют силами, пластицизмом, духом
организации, настойчивостью, не знающей препятствий; обе бедны прошедшим, обе
начинают вполне с разрывом традиций, обе расплываются на бесконечных долинах,
отыскивая свои границы, обе с разных сторон доходят через страшные
пространства, помечая везде свой путь городами, селами, колониями, до берегов
Тихого океана, этого «Средиземного моря будущего».
К началу ХХ в. упоминания
российско-американской «похожести» приобретают заметный субъективный оттенок,
который хорошо виден, например, в наблюдениях врача П.И. Попова, основанных на
двадцатитрехлетнем пребывании в США: «Мы, русские, охотно останавливаемся на
наших заатлантических друзьях; говорят, между нами и американцами много
сходного. И нас, и их природа щедро наделила своими дарами; и у нас, и у них
бездна плодородной земли, степей, каменного угля, железа и благородных
металлов. Да и натуры-то, говорят, у нас сходные: простота, доброта, ширь и
здравый смысл - отличительные черты и русского, и янки».
В качестве
демонстрации оборотной стороны медали, кроме полярной противоположности политических
режимов со всеми вытекающими отсюда моментами, российские наблюдатели начала ХХ
в. обращали внимание прежде всего на предельный утилитаризм, прагматизм и
рационализм американской культуры и образа жизни, отличавшие жителей Нового Света
не только от россиян, но и от европейцев.
«В эстетическом отношении Соединенные
Штаты далеко ниже европейских стран, - подчеркивал уже знакомый нам П.И. Попов,
- в Штатах и до сих пор полезное предпочитается прекрасному, как это необходимо
должно было быть в первый период заселения обширной страны, занятой дикими и
воинственными краснокожими. Фантазия и ум американцев направляются не к
созданию артистических произведений, а к изобретению бесчисленных машин и
приспособлений всякого рода, начиная от машинки для чистки картофеля и кончая
грандиозными мостами, равных которым нет нигде».
Невиданные темпы урбанизации,
характерные для Америки 1900- х годов, вызывали у наших
соотечественников скорее сожаление, чем одобрение, ведь широкое развитие
городской инфраструктуры, по мнению россиян, не позволяло американцам
сосредоточиться на создании шедевров культуры. Характерно в этом смысле еще
одно наблюдение П.И. Попова: «Их жизнь не течет спокойно, а быстро несется, как
курьерский поезд, on rapid transit plan, по их характерному выражению; где тут
созерцать и воспроизводить прекрасное? Вот почему у американцев пока еще нет
первоклассных оригинальных представителей наук и искусств».
Необычным для
россиян казался также принцип равенства социальных возможностей жителей США,
который входил в острое противоречие с традиционно-иерархической системой
ценностных ориентиров подданных Николая II. При этом отсутствие дискриминации
по расовому, национальному и половому признакам воспринималось в России как
исключительно американский феномен, который трудно, если вообще возможно,
перенести на родную почву.
Даже
в такой традиционный для русского национального характера компонент, как
патриотизм, американцы, согласно наблюдениям посетивших заокеанскую республику
гостей из нашей страны, вкладывали совершенно иной по сравнению с россиянами
смысл: «В наше чувство любви к Родине входят главным образом воспоминания о
прошлом. Их же патриотизм покоится на доверии к настоящему
|