Перед
тем как непосредственно переходить к рассмотрению интересующего нас явления,
необходимо разграничить понятия идентификации и идентичности. Вначале следует
привести наиболее характерные определения этих терминов. «Идентификация -
копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить,
насколько возможно, на этого человека».
«Идентификация — чувство взаимной общности».
«Идентичность
— смысл и непрерывность "Я", которое развивается по мере того, как
отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе».
Очевидно, что определение идентификации указывает на процесс, длительность
действия. Идентичность же представляется относительно статичным феноменом,
результатом идентификации. Из самого определения идентификации следует, что
это процесс интернализации внешних социальных установок, который позволяет
соотнести себя и других с существующей реальностью. Можно сказать, это диалектическое
структурирование собственного «Я» и социокультурного окружения. А.А. Федотова
предлагает выделить следующие типы идентификации: 1. Идентификация «Я как Мы».
2. Идентификация «Я как Я». 3. Идентификация (определение) «Другого». Здесь
можно выделить два направления данного процесса: 1. Действие направлено на
самого актора и соотнесено с ним через объект идентификации. 2. Действие
направлено на идентифицируемый объект через соотнесение с актором. Однако
такое разделение весьма условно: все эти типы лишь проникающие друг в друга
кластеры в едином поле действия.
В
то же время следует согласиться с П. Бергером и Т. Лукманом, что идентификация
есть субъективный процесс. «Общества обладают историями, в процессе которых возникают
специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми,
наделенными специфическими идентичностями. Памятуя об этой диалектике, можно
избежать обманчивого понятия коллективной идентичности».
Одновременно отождествление индивида с группой является частью более
глобального процесса социализации, который длится в течении всей человеческой
жизни. «Социализация производит предопределенные и в высокой степени
профилированные идентичности».
Что
же касается идентичности, то это своего рода мостик между двумя стадиями
процесса идентификации. Идентичность является базовым элементом социальной
реальности. Однако как она может быть воспринята другими? Идентичность как
результат отождествления должна быть экстернализирована, причем таким образом,
чтобы она была релевантной в условиях данного контекста. «Идентичность остается
непонятой пока не имеет места в мире»6. Иначе, факт идентичности
может быть объективирован, если таковая будет соотнесена с другими социальными
фактами. В этой связи стоит упомянуть еще один важный элемент, позволяющий
проникнуть в сущность данного феномена - это так называемая «базовая метафора».
«Базовая метафора - это интериоризированная агентом (в виде принципа оценивания
и выражения) социокультурно обусловленная матрица социального и жизненного
мира. ...Базовая метафора есть своеобразная «кристаллизованная» матрица
извлечения «знаний» о социальных агентах и позициях».
Данное понятие определенным образом замыкает круг процесса идентификации.
Таким образом, идентификация, говоря словами Ж.
Лакана, это своего рода пунктуация, придающая смысл дискурсу субъекта.
А идентичности - те условные точки и запятые, которые делят и в то же время
скрепляют данный
|