Глава 1. Теоретические основы налогового консультирования в России
1.1 Сущность и содержание налогового консультирования
В России в 90-е годы 20
столетия стал появляться новый вид рынка услуг – консультационные услуги в области
налогообложения (налоговое консультирование, налоговый консалтинг). Это было
обусловлено следующими экономическими факторами:
- возникновением
абсолютно новых экономико-правовых отношений между государством и его гражданами,
вызванных развитием рыночной экономики в стране;
- становлением новой
налоговой системы, неоднозначностью толкования принятых норм;
- активным вовлечением
граждан и юридических лиц в налоговые отношения и отсутствием у них знаний в
области налогообложения и т.д.
Эти и другие факторы
обусловили появление потребности в получении необходимого рода консультаций по
правильному применению налогового законодательства, а также по возможности
снижения налоговых платежей в соответствии с законодательством по налогам и
сборам РФ, что в итоге послужило основанием для возникновения в нашей стране
новой профессии – консультант по налогам и сборам.
В Налоговом кодексе РФ (ст.
ст. 21, 32) впервые предусмотрено право налогоплательщиков на получение от
налоговых органов бесплатной информации.
Круг вопросов очерчен
достаточно четко:
а) о действующих налогах
и сборах;
б) о законодательстве о
налогах и сборах (его состав определен ст. 1 НК РФ) и иных актах, содержащих
нормы законодательства о налогах и сборах;
в) о правах и
обязанностях налогоплательщиков;
г) о полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц (подп. 1 п. 1 ст. 21).
Что же подразумевается
под разъяснением вопросов применения законодательства о налогах и сборах и
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов?
В первую очередь - это
разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и
сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются
участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в
т.ч. налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении даже по конкретно
предложенной налогоплательщиком ситуации налоговые органы вправе ограничиться
указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести,
с правовым обоснованием этих действий.
Аналогично и при
разъяснениях о порядке исчисления и уплаты налогов. Эта норма тесно связана с
требованием об установлении в законодательном порядке обязательных элементов
налогообложения, в числе которых порядок исчисления налога, порядок и сроки
уплаты налога (или сбора).
Глава 4 НК РФ
предоставляет право налогоплательщикам не только лично участвовать в
отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных
или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и не запрещает представителю
налогоплательщика быть его консультантом (это решается на основании
доверенности, договора). И в то же время ст. 29 НК РФ содержит прямое
запрещение, что не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика
должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции,
судьи, следователи и прокуроры.
Из какой же категории лиц
налогоплательщик может в настоящее время выбирать себе уполномоченного
представителя, а также консультанта по налогам и сборам?
Так как процесс налогового
консультирования законодательно не отрегулирован, но рынком востребован, он
осуществляется на инициативной основе. Вот перечень некоторых категорий
специалистов и организаций, которые, по сути, уже сегодня занимаются налоговым
консультированием:
- аудиторские фирмы;
- аудиторы -
предприниматели;
- юридические фирмы
(более 15 тыс. юристов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
различной организационно - правовой формы оказывают платные юридические услуги
в этой сфере);
- негласно эти услуги
оказывают профессорско - преподавательский состав вузов, специалисты налоговых
инспекций, налоговой полиции, арбитражных судов.
Не следует, конечно, сомневаться в компетентности аудиторских фирм при
оказании налогоплательщикам консультаций по вопросам налогового
Налоговый кодекс РФ (НК РФ)Часть
1от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
|