Для мировой политики события конца ХХ - начала XXI вв., а
также теоретическая дискуссия 1990-х годов значили очень многое. С одной стороны,
стала очевидной сложность современной политической системы мира, ее
несводимость к межгосударственным отношениям. Это подтвердило основные исходные
положения авторов, которые давно работали в рамках мировой политики, хотя и
потребовало некоторых уточнений: например, что внешняя политика сверхдержавы
может не только определять систему международных отношений, но и на каком-то
этапе задавать многие параметры системы мировой политики. С другой стороны, обнаружилось,
что при всей взаимозависимости и целостности мировой политической системы она
состоит из крайне "разнородного материала". Отсюда возникают многие
сложности и даже провалы в политической практике. Так, для того, чтобы
построить жизнеспособное государство, недостаточно свергнуть диктатора и
провести всеобщие выборы, надо еще учитывать исторический опыт, культурные
традиции государства или уважение к традициям, религии могут значить не меньше,
а то и больше, чем экономическое благополучие. В результате внимание ученых,
занимающихся мировой политикой, стали примыкать вопросы, которые ранее были в
значительной степени на периферии международных исследований (ими не занимались
классические теории- реализм, либерализм, марксизм),- это особенности различных
культур, восприятие мира разными акторами и т.п., т. е. то, о чем часто
говорили постмодернисты.
ФРГ первой из ведущих иностранных государств признала (26
декабря 1991 г.)
Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР (дипломатические
отношения СССР - ФРГ установлены 13 сентября 1955 г.).
Правовой
фундамент отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и
сотрудничестве от 9 ноября 1990
г. и Совместное заявление Президента Российской
Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 г. Принципиальное
значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении
Германии от 12 сентября 1990
г.
За
последние полтора десятилетия сторонам удалось найти развязки по основным
остававшимся с советских времен открытыми проблемам двусторонних отношений.
Были, в частности, четко выполнены договоренности о выводе с германской
территории российских войск (завершен 31 августа 1994 г.), реализации за счет
ФРГ жилищной программы по их обустройству в России (завершена 9 октября 1996 г.) и переподготовке
увольняемых в запас военнослужащих (завершена 30 марта 2001 г.). Заключены
соглашения об уходе за военными могилами, о выплате Германией компенсаций
российским жертвам нацистских преследований (400 млн. марок - по двусторонним
договоренностям 1993 г.
и более 800 млн. марок - по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 г.). Окончательно
урегулирован вопрос отрицательного сальдо в торговле бывшего СССР с бывшей ГДР.
Международно-правовой аспект феномена 1989–1990 гг.
заключается в том, что четыре союзные державы и оба германских государства были
"переплетены" между собой и "вплетены" каждый в целую сеть
соглашений и договоров, закреплявших раскол Германии и делавших эту модель
хорошо управляемой. Несмотря на периодические вбрасываемые Западом "лозунги"
о необходимости преодоления раскола Германии, все союзные державы смирились со "статус-кво"
и даже были им довольны по принципу: "от добра, добра не ищут". Тем
не менее стремительные перемены с октября 1989 г. (отставка
Э.Хонеккера) по октябрь 1990
г. (3 октября 1990 г. – день объединения Германии) – сделали
так, что от "статус-кво" не осталось ровным счетом ничего, кроме
истории. Мировая история знает немного примеров такого "обвального"
прекращения действия целого ряда договоров, являвшихся "становым
хребтом" системы международных отношений на важнейшем с политической точки
зрения континенте мира.
Целесообразно проследить, как были преодолены
практические барьеры и глубоко "засевший" страх перед объе
Андреев Е. Объединение Германии и
российско-германские отношения // // Обозреватель. 2006. № 5. С. 21
|