1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И
ПРОБЛЕМ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1
Специфичность российской сценарной культуры
В нашей стране культура была преимущественно
литературоцентристской, и эта тенденция сохранялась достаточно долго. Поэтому в
России в большей степени, чем где бы то ни было, сохранилась традиция
первичности печатного слова. Обычай печатать сценарий как литературное
произведение был распространен как ни в одной другой стране.
В отечественной культуре сформировалось двойственное
представление об авторстве культурного мероприятия. С одной стороны автором
считался режиссер, с другой - сценарист. Хотя практика доказывала
первенство режиссера, по мнению людей, контролировавших процесс культурного
мероприятия, сценарий был важнее. Тем более что заявки на культурное
мероприятие принимались по сценариям, и потому этап подготовки сценария был
решающим этапом. Сценарий был именно тем документом, который читали, исправляли
и, наконец, утверждали. В этом было отличие российской модели от западной,
продюсерской, где не только и не столько сценарий гарантирует создание
культурного мероприятия, сколько так называемый пакет, включающий в себя и
сценарий, и режиссера, и главное участников, которые гарантируют успех мероприятия.
Этот своеобразный архаизм отечественного
представления о сценарии приводил к тому, что, во-первых, случались
многочисленные конфликты между сценаристами и режиссерами, а, во-вторых, под
воздействием реального процесса режиссеры автоматически записывали себя в
соавторы сценария. Сейчас все большее распространение, как на западе, так и у
нас, получает практика разделения сценария по фазам, когда на разных этапах над
ним работают разные авторы.
Сценарий как технический текст, функции которого не
в том чтобы быть опубликованным как литературное произведение, а быть
первоосновой, пишет один автор, диалоги - другой, сюжет придумывает третий, а
детали сюжета дорабатывает четвертый. В России эти атрибуты продюсерского сценарного
дела приживались значительно дольше и с большим трудом.
Для нашей, российской традиции характерно пониманием
искусства как самовыражения. Это понимание пришло на смену идее искусства
изображения реальности с позиции будущего, что, как известно, являлось основой
соцреализма. Искусство самовыражения, естественно, предполагает самовыражающую
личность, которой опять-таки становится сценарист или режиссер, сам пишущий
сценарий для своего культурного проекта.
Появилось довольно много режиссеров, которые пишут
сценарии. Раньше режиссер брал чей-либо сценарий, вписывал себя в соавторы, но
при этом реально мало что менял, кроме разве что тех специфических частностей,
которые были необходимы для перенесения литературной формы в проект. Сейчас,
наоборот, режиссер сам пишет сценарий, но потом выясняется, что нужен
профессиональный сценарист, способный довести сценарий режиссера «до
ума».
Кто диктует сценарную политику и выступает
заказчиком сценария?
У разных культурных проектов - разный заказчик. Решающее значение имеет
первоначальный замысел, который потом продается. Причем продавать его могут все –
сам сценарист как замысел, режиссер, который заказывает сценарий и, наконец,
продюсер, который создает пакет для того, чтобы получить под него деньги, то
есть продает пакет на основе своего замысла.
Какое место отводится сценаристу в новых
условиях? Место сценариста, по-прежнему, ключевое, потому что без
наполненного сценарного замысла и без профессионального исполнения
сценария сделать хорошее культурное мероприятие невозможно. Это не значит, что
сценарий должен писаться одним человеком. Это не значит, что невозможны
какие-то странные комбинации давлений для того, чтобы сценарий был осуществлен.
Это значит только, что нужна политика.
В последнее
десятилетие рынок потенциальных потребителей современной драматургии в России
расширился и продолжает расширяться. Потребность во всякого рода
профессиональных сценариях тоже возросла: возрождающееся кино, развившееся
телевидение, радио, увеличение количества театров, появившаяся антреприза,
всевозможные праздники и зрелища, массовые представления, психологический
тренинг и т.д. Но увеличение количества происходит нередко за счет потери
качества. У этого явления есть и еще несколько причин. И одна из них в том, что
в российской литературе, и в театральной литературе в частности, сегодня текут
болезненные процессы.
И вот тут мы переходим к
самому сложному. У нас воспитывают сценаристов- художников, но не воспитывают
профессионалов, способных квалифицированно работать «на поток». Правда, сейчас
спрос на профессионалов становится все более и более значительным. От авторов
сценариев не требуется художественного самовыражения, а требуется элементарное
исполнение тех предписаний, которые им даются. А потому спрос на
профессионалов
|