1.
СУЩНОСТЬ,
ФУНКЦИИ И РОЛЬ ТОРГОВЛИ
1.1
Понятие и виды торговых предприятий
Под торговлей понимается
отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из
сферы производства в сферу потребления. Торговля разделяется на следующие виды:
Внешняя торговля –
предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля
разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную
торговлю.
Внутренняя торговля -
предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны
торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от
изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется
на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из видов торговли можно
считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
Первоначально рассмотрим
виды и особенности оптовых торговых предприятий.
Оптовая торговля
связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную
организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами розничных торговых
предприятий. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность
всей торговли.
Основные функции оптовой
торговли:
- снабжение товарами
розничных торговых предприятий;
- комплектация
ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых
предприятий;
- организация
своевременного завоза товаров;
- изучение спроса
населения;
- воздействие на
промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в
необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
- организация поставки
товаров на экспорт;
- хранение запасов
товаров.
Выбор формы оптовой торговли зависит от конкретного товара,
его положения на рынке, от конкретной сделки оптовой компании с продавцом
товара.
Существуют две основные
формы оптовой торговли: транзитная и складская.
При транзитной форме товары доставляются от
производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой),
минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что
ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность
товара.
Транзитная поставка
применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству,
расфасовке и т.д. В этом случае
оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что
отгрузил производитель.
Применяются два вида расчетов транзитной
поставки с производителям:
а)
с оплатой транзитной партии товара;
б)
без вложения собственных средств путем получения посреднического процента
Во
втором случае оптовая компания выполняет организаторские функции и
собственником товара не является.
При
складской форме партия товара от производителя поступает на склад оптовой
компании, а затем распределяется по разным сбытовым каналам до розничной
торговли. Не смотря на возросшие логистические издержки, в этом случае лучше
удовлетворяются потребности торговли.
Улучшается
также ритмичность снабжения магазинов малыми партиями, что является удобным для
них. Открывается возможность формирования требуемого для каждого магазина ассортимента.
Наиболее
распространенными видами оптовой торговли со склада является:
а)
личный отбор товара на складе;
б)
по письменной заявке или устной заявке
по телефону со стороны магазина;
в)
через выездных торговых представителей (менеджеров по сбыту);
г)
торговля на оптовых выставках и ярмарках.
Выбор
вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и размера розничного предприятия.
Оптовая
торговля с личным отбором целесообразна, когда розничное предприятие хочет
быстро сделать закупку, рассчитывает
Людковская А. Интеграция - главный резерв развития
оптовой торговли/ Витрина. - 2008. - № 1. - С. 22—24.
Берман Б. Оптовая
торговля - стратегический подход. – М.: Вильямс, 2009 – С. 45.
|