Автореферат Во введении рассматривается актуальность исследования, которая обусловлена тем, что история китайской цивилизации – одной из древнейшей в мире – насчитывает уже несколько тысячелетий. Как считают сами китайцы, история страны начинается с совершенномудрых правителей Яо, Шуня и Юя, царствование которых относится к концу III тысячелетия до н.э., однако первые вещественные свидетельства старины китайского государства относятся лишь к эпохе династии Шан (1766 – 1123 гг. до н.э.). На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. Вся специфика китайской духовной культуры с древнейших времен чрезвычайно рациональна. В китайских перворелигиях мы не найдем живых и человеческих описаний богов, подобных греческой мифологии. Здесь роль Зевса играет некая абстрактная и холодная субстанция – Небо. Оно безразлично к человеку и, безусловно, лишено каких-либо человеческих страстей и переживаний. Хотя более поздние времена и привнесли в духовную культуру страны более гуманные идеалы и мистические воззрения, однако их трансформация на китайской рационалистической почве привела к весьма прагматическому результату. История китайской живописи начинается со второго тысячелетия до н.э. Хотя из литературных источников до нас дошли имена многих художников того периода, сами произведения искусства практически не сохранились. Европейцам китайское искусство открылось лишь в начале правления династии Тан (618-907), когда зародился излюбленный жанр китайской живописи - пейзаж. Китайская живопись заметно отличается от европейской. В отличие от европейского художника с его стремлением к творческой оригинальности, китайский художник начинает свой творческий путь с погружения в традицию одной из живописных школ. И лишь в зрелом возрасте он начинает формировать свой индивидуальный стиль. Сама функция произведения искусств в Китае также совершенно другая, чем на Западе. Европеец заключает картину в раму и вешает ее на стену, китайская живопись создается на бумажных или шелковых свитках и бережно хранится от посторонних глаз. Счастливый владелец достает свиток лишь для того, чтобы, медитируя, его рассматривать. Второе отличие состоит в том, что основа китайских картин - бумага или шелк - столь чувствительна, что не допускает никаких исправлений, тем более что художники пользуются в основном тушью и водяными красками. Образ принимает форму в сознании художника, и только затем художник придаст ему видимую форму. Это объясняет необычайную точность рисунка, рожденного пристальным наблюдением и долгим внутренним созерцанием. Еще одна особенность китайской живописи - гармония изображения и надписей, которые пишутся той же кистью и в той же манере, что и сами изображенные предметы. Китайские пейзажи требуют совсем другого взгляда, чем европейские. Китайский художник никогда не стремится воспроизвести какую-либо конкретную местность, его больше интересует передача атмосферы, состояние души, которые должны пробудить у зрителя соответствующие чувства. Поэтому все элементы пейзажа обозначаются порой лишь несколькими мазками, группой странно изогнутых, переплетенных деревьев или нагромождением скал. Китайский пейзаж - это настоящая каллиграфическая поэма, эмоция, часто вызванная самим творчеством. Китайский художник очень бережно использует цвет в пейзаже. Напротив, в четырех других ведущих жанрах китайской живописи - изображениях Будды и сцен из его жизни; нарративной живописи; анималистической живописи ( В основном в изображениях птиц ) и, наконец , живописи цветов и плодов - цвет является более важным элементом. Работая в этих жанрах, художники часто отказываются от черных контуров, изображая предметы одним цветом, из-за чего эти картины иногда называют "бесскелетными", в противоположность пейзажу, где черные контуры создают структуру, то есть "скелет". Китайская живопись вневременная, она порождена совершенно другим восприятием, которому неведомы внезапные стилистические изменения европейской живописи. На протяжении веков китайская живопись сохранила свою чувствительность и гармонию, особенно заметную в пейзажах - кА в пейзажах ХI века, так и работах, созданных семь столетий спустя. Они кажутся нам одинаково близкими (или далекими), так как в их основе лежит одна и та же идея медитации. И воздействуют они на нас столь сильно, что приходиться признать справедливость старой китайской пословицы "Один-единственный образ красноречивее тысячи слов". В период правления династий Тан и Сун искусство Китая переживала серьезные преобразования, которые сказались на культурном наследии страны. Анализу этих особенностей будет посвящена данная работа. Цель работы – охарактеризовать живопись периода династий Тан и Сунн. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены исторические предпосылки развития искусства в периоды Тан и Сунн, проанализированы отличительные черты живописи Китая в период Тан и Сунн, исследован вклад периода Тан и Сунн в культурное наследие Китая. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы представлен 33 источниками. В первой главе "Исторические предпосылки развития искусства в периоды Тан и Сунн" рассматриваются условия развития искусства в исследуемый период времени. В параграфе 1.1. "Социально-политическое развитие Китая в VII - XII вв." указывается, что наибольших успехов империя Тан достигла при Тай-цзуне (626-49 гг.) и Сюань-цзуне (713-55 гг.) с его вошедшей в легенды красавицей фавориткой Ян Гуйфэй. Однако с начала VIII в. происходит ослабление надельной системы из-за "поглощения земель" сильными домами. Для противодействия этому процессу в 733 г. была произведена децентрализация государственной власти с предоставлением военным наместникам цзедуши права распоряжения местной казной. Когда же двор попытался ограничить влияние цзедуши, один из них, Аньлушань, тюрок по происхождению, поднял мятеж и с помощью киданей занял обе столицы - Лоян и Чанань. Другие наместники и призванные двором на помощь уйгуры подавили мятеж (предварительно добившись выдачи Ян Гуйфэй как "первопричины" всех бед). Особенность сунской эпохи заключается в том, что с самого начала ведущую роль в экономике играл частнопомещичий сектор. Поэтому государство компенсировало слабость своих позиций в экономике целым комплексом мер: 1) превращением буддийских монахов в государственных податных; 2) увеличением налогообложения деревни в 3, 6 раза; З) введением государственней монополии на производство ряда товаров, прежде всего на добычу соли и руд. Численность работников на некоторых казенных мануфактурах достигала 700 человек. Госмонополия на внешнюю торговлю давала казне солидный доход (13% импортная пошлина, закупка у цехов их продукции по заниженным ценам и продажа ее на экспорт по завышенным); 4) высокое налогообложение торгово-ремесленной деятельности; 5) увеличение добычи железной руды в 12 раз и медной в 30 раз; 6) политика "укрепления ствола и ослабления ветвей", что означало: - строгое разделение военных и гражданских функций (во избежание самовольства цзедуши по примеру прошлых эпох); - ограничение самостоятельности местных властей; - усиление роли контрольной власти;