1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ ЗЕМЛИ
1.1.
Нормативно-правовое
регулирование проведения оценки стоимости земельных участков в Российской Федерации
В соответствии с
Земельным кодексом РФ права на земельные участки возникают по основаниям,
установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N
122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним». Если иное не установлено федеральным законодательством права на земельные
участки удостоверяются документами в соответствии с вышеуказанным Законом[16].
В отношении земельных
участков могут быть оформлены следующие права:
- собственности;
- постоянного
(бессрочного) пользования;
- пожизненного
наследуемого владения;
- ограниченного
пользования чужим земельным участком (сервитут);
- аренды;
- безвозмездного
срочного пользования.
Земельные участки могут
находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. При этом
государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и
собственность субъектов Российской Федерации [30, с.15].
Собственностью граждан
и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки,
приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
К государственной
собственности относятся земельные участки, не находящиеся в собственности
граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований.
Особое внимание следует
обратить на то, что в настоящее время порядка 90% земель Российской Федерации
находится в государственной неразграниченной собственности, и в ближайшие годы
по ним будет проводиться процедура разграничения государственной собственности
на землю по основаниям Земельного кодекса (статьи 17, 18, 19).
В процессе такого
разграничения земельные участки из государственной неразграниченной
собственности будут переходить в федеральную собственность, собственность
субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Данный момент
имеет очень важное значение в связи с тем, что изменение формы собственности
влечет за собой изменение собственника, и соответственно переход полномочий по
управлению и распоряжению землей.
После принятия нового
Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки
предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным
казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам
местного самоуправления. Все иные юридические лица, за которыми на данном праве
закреплены земельные участки, в соответствии с Федеральным законом «О введении
в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 г. обязаны переоформить
право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право
собственности (т.е. обязаны оформить аренду или выкупить земельный участок).
Анализ эффективности земельных
правоотношений должен характеризовать степень соответствия оформления прав на
земельный участок законодательству Российской Федерации.
Данный анализ
целесообразно разделить на два этапа [29, с.11].:
1) анализ формы
собственности на земельный участок;
2) анализ права
пользования земельным участком.
Основными источниками
аналитической информации по форме собственности на земельный участок могут быть
свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок, выданные
учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
распоряжения Правительства РФ по утверждению перечней земельных участков
соответствующей формы собственности при разграничении собственности на землю, а
также иные действующие нормативные правовые акты Российской Федерации,
правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы.
В процессе анализа
информации необходимо определить не только фактическую форму собственности на
земельный участок (государственная неразграниченная, федеральная, субфедеральная
муниципальная или частная), но и прогнозируемую собственность (для случаев,
если по данному земельному участку еще не проведено разграничение
государственной собственности на землю).
Кроме того, необходимо
установить уполномоченные органы государственной и муниципальной власти, в
компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
входит управление и распоряжение данным земельным участком как до разграничения
государственной собственности на землю, так и после нее.
Анализ земельных
правоотношений должен отражать соответствие зарегистрированного права
собственности на земельный участок правоустанавливающим документам и определять
процедуру по оформлению и регистрации права собственности за земельный участок
в случае отсутствия такого зарегистрированного права.
Одновременно с правом
собственности на землю необходимо проанализировать и права пользования
земельными участками (постоянное бессрочное пользование, аренда, безвозмездное
срочное пользование, сервитут и др.), срок их предоставления, сроки
переоформления предоставленного права на иной вид прав в соответствии с
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации».
В выводах и рекомендациях анализа земельных правоотношений должны быть
выявлены все нарушения или несоответствия предоставленных прав на земельный
участок действующему законодательству, а также предложены меры по устранению
таких нарушений и оформлению
|