ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОКУМЕНТООБОРОТА
1.1.
Документооборот: классификация и взаимосвязи
документов
Понятие
"документооборот" и сам термин возникли в делопроизводстве в 20-е
годы XX
века. В трудах крупных специалистов в области управленческого труда и
делопроизводства, таких как Д.Р.Покровский,
П.М. Керженцев и др. были
сформулировали основные положения организации документооборота, даны
теоретические обоснования главных положений рациональной организации движения
документов - распределение документов по исполнителям, сокращение инстанций их
прохождения, направление документов непосредственному исполнителю,
регламентацию подписания. В литературе того времени была обоснована методика
обследования маршрутов, движения документов, разработана технология их
доставки.
Первая попытка нормативной
регламентации единых принципов организации документооборота была сделана в 1931
году Институтом техники управления в проекте "Общих правил документации и
документооборота". В проекте были изложены правила организации работы с
документацией и документооборота, правила приема, сортировки, доставки,
исполнения, контроля отправки документов, т.е. все этапы обработки документов.
Государственные стандарты на
термины и определения 1970, 1983 гг., "Единая государственная система
делопроизводства" установили единообразие понимания документооборота как
"движение документов в организации с момента их создания или получения до
завершения исполнения или отправки". Утвержденная в 1988 году "
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные
положения. Общие требования к документам и службам документационного
обеспечения" уточнила понятие "документооборот", включив в него
и операцию "подшивка документа в дело". ГОСТ Р 51141
«Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» установил определение
понятия «документооборот - движение
документов в организации с момента их создания или получения до завершения
исполнения или отправки».
Под документооборотом
предприятия понимают упорядоченное движение документов (документированной
информации) с момента их получения (создания) и до момента завершения
исполнения указанных документов (их отправки, сдачи на хранение).
Принято выделять в документообороте предприятия три
самостоятельных и одновременно тесно связанных между собой документационных
потока. Данные потоки формируются в процессе целенаправленного и
организованного перемещения (оборота) между структурными подразделениями (должностными
лицами) предприятия, а также других предприятий (организаций, учреждений)
(последнее верно только в отношении исходящих документов), входящих, внутренних
и исходящих документов.
С учетом назначения и среды обращения документов можно также
весьма условно разделить документооборот на внутренний и внешний. Первый
образуют внутренние документы, а также входящие документы, поступившие на
предприятие и не подлежащие возврату в адрес отправителя. Второй состоит из
исходящих документов, в их число входят также те немногие входящие и внутренние
документы, которые по каким-либо причинам подлежат возврату (отправке за
пределы предприятия), к примеру документы, переданные предприятию во временное
пользование.
Документооборот предприятия и его основные компоненты представлены
на рис. 1.1.
Организация эффективного документооборота является одной из
важнейших задач деятельности службы документационного обеспечения управления
(ДОУ) предприятия, функционирующей на правах самостоятельного структурного подразделения.
Рис. 1.1. Документооборот предприятия и его основные компоненты
В рамках решения указанной задачи служба ДОУ с учетом специфики
деятельности предприятия и на основе имеющихся в его распоряжении
организационных и материальных возможностей осуществляет управление
документационными потоками, а также их оптимизацию. Последняя, в свою очередь,
достигается правильной организацией работы структурных подразделений
(должностных лиц) предприятия с входящими, внутренними и исходящими
документами. Соответственно, более тщательного рассмотрения заслуживают в этой
связи содержание и специфика каждого из перечисленных документационных потоков.
Практически на всех предприятиях, особенно на предприятиях государственного
подчинения, существуют общие отделы. Их название варьируется - это может быть
отдел общего делопроизводства, общий отдел, управление делами и т.д., но самое
главное - суть данного подразделения остается одинаковой на всех предприятиях
независимо от названия и заключается она в организации потоков документов на
данном предприятии (приказов, распоряжений, поручений, писем и т.д.).
Рассмотрим основные виды документов, атрибутику документов, потоки документов и
работы, используемые в работе данных подразделений. Кроме центрального
документооборота крупного предприятия, существуют специализированные
документооборот (в подразделениях предприятия, в отделах специализированного
делопроизводства и т.д.).
Основные принципы организации устойчивого и управляемого
документооборота для организации изложены в литературе и известны практически
любому руководящему работнику, но как показывает практика они достаточно часто
нарушаются.
Основным принципом документооборота является то, что
ни у кого не существует локальных архивов документов. Любой
Балибардина, Г.И. Документоведение и
документационное обеспечение управления / Г.И. Балибардина. – Волгоград: ВолГУ,
2007. – 177с.
ГОСТ Р 51141-98
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Издательство
стандартов, М., 1998.
Басаков, М.И. Документационное обеспечение
управления (Делопроизводство)/ М.И. Басаков. – М.: Феникс, 2009. – 416с.
|