Музей
не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека
(школа - для ребенка, работа - для взрослого). Следовательно, задача музея -
привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с
людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки,
участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Выработка этих форм - главная задача
такого направления музейной работы, как культурно-образовательная и
рекреационная деятельность. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся
традиции, хотя идет поиск и новых форм. Основная форма культурно-
образовательной и рекреационной работы музеев - подготовка и проведение
экскурсий, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по
заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста.
Экскурсии как форма работы применяются не только в музейном деле, но и в других
сферах деятельности. Музейная экскурсия привязана к специально организованному
пространству - к музейным помещениям и территории.
Экскурсии,
как форма образовательной и воспитательной работы, появились в России в конце
XVIII в. под влиянием идей Я.А. Коменского. Отдельные элементы экскурсии
присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями
посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных
экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления
музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием
музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные,
социальные, профессиональные категории.
В
экскурсии сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления
формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с
различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ
экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный
контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация
усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов,
которым посвящена экскурсия.
Усилению
воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер
экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться
мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый
вид коммуникации, предмет которого - ценности истории, культуры, природы,
имеющие значимость для всех участников экскурсии - экскурсантов и экскурсовода.
Основными
формами культурно -просветительной работы в музее и на выставке являются
экскурсии, лекции, беседы, праздники, рассчитанные на посетителей разных
возрастов и уровней подготовленности к восприятию экспозиционных материалов.
Наиболее
часто в экспозиционных залах музеев и выставок проводится такая форма
культурно-просветительной работы, как экскурсия.
Музейным и выставочным экскурсиям присущи как общие
для всех экскурсий признаки, так и особые, специфические
Научно-просветительная работа в музее: формы,
тематика и организация // Методические рекомендации для исторических и
краеведческих музеев Омской области. Омск, 1996. С. 42.
|