Глава 1. Теоретические аспекты телекоммуникации в связях с
общественностью
Массовая коммуникация в России
находится в зачаточном состоянии, что связано с отсутствием чёткой
информационной политики государства, обеспечивающей создание условий, при
которых бы поощрялось воспроизводство массовой социальной коммуникации. Кроме
того, неразвитость МСК в нашей стране объясняется отсутствием соответствующей
правовой базы, социальных механизмов, которые могли бы стимулировать её
развитие; тем, что руководители регионов, политических и бизнес-структур,
организаций и учреждений ещё не в полной мере оценили важность использования
МСК для укрепления имиджа как организации в целом, так и её лидеров;
недостаточно высоким уровнем мастерства коммуникаторов (журналистов, пиарменов,
рекламистов) или сознательным нарушением ими профессиональных (этических)
стандартов [33, c. 198].
Суть массовой социальной
коммуникации (МСК) заключается в том, что она представляет собой непрерывный
поток социально значимой массовой информации, создаваемой и распространяемой
через средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ)
в формах рекламы, PR и журналистики в интересах и ради прогресса общества.
Казалось бы, массовая коммуникация
не может не быть социальной, и в какой-то степени это действительно верно, если
понимать «социальное» широко: коммуникация – это и связь, и общение
индивидуумов и групп, представляющих общество, социум. Но у «социального» есть
и узкое значение, связанное с удовлетворением жизненно важных потребностей
людей. Это – относительно самостоятельная сфера общественных отношений, в
которой главными являются проблемы охраны здоровья, безопасности, занятости,
материнства и т.п.
М. Бережная, говоря о специфике
социальной журналистики, подчеркивает, что есть понимание социальной информации
в широком смысле (вся информация, циркулирующая в обществе) и в узком смысле
(информация, касающаяся прежде всего отношений людей и взаимодействия их
потребностей, интересов и т.д.): «Исследователи справедливо полагают, что
сущность социальной информации заключается в ее двойственном
субъективно-объективном характере. Массовая социальная информация – это
информация о новостях, фактах, событиях и проблемах, обладающих как объективной
(с точки зрения развития и функционирования общества), так и субъективной (с
точки зрения развития и активности индивида) значимостью» [2, c. 5]. И далее: «…социальность журналистики
проявляется в ее взаимосвязи с обществом как единым организмом. Вместе с тем
обострение ситуации в социальной сфере делает закономерным постепенное
формирование в современной журналисткой практике особого тематического
направления – социальной журналистики, подобно таким направлениям как деловая,
военная, расследовательская, криминальная журналистика» [2, c. 7].
Журналистика и пропаганда – две
мощные силы, за которыми стоит многолетняя история формирования и постепенного
их внедрения в общественную и личную жизнь каждого человека.
Пражурналистику (протожурналистику), существовавшую
в устной форме, связывают с деятельностью церковных проповедников,
гонцов-глашатаев, герольдов, ораторов. То есть на определенном этапе развития
различных форм общественной организации возникла потребность в массовой
коммуникации, которая была осознана верхами, и они, возглавляя города,
государства, поощряли развитие массового
|