Слово «бизнес» означает любое занятие, дело, приносящее доход.
Человек, занимающийся бизнесом это бизнесмен, то есть делец, коммерсант,
предприниматель. В новых экономических справочниках «бизнесом» называется
экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная
на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции
(товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как
синоним понятия «предпринимательства». Предпринимательская деятельность,
предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную
деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли;
осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в
пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Таким образом, бизнес — это приносящая доход деятельность
граждан, имеющих собственность.
Бизнес-планирование (деловое планирование) - самостоятельный вид
плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Как уже отмечалось, «бизнесом» называется экономическая деятельность субъекта в
условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и
реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). В условиях рынка
нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно
его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и
перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Необходимо не только точно представлять свои потребности на
перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но
и предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность
использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было
сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий
и планов, поступавших «сверху».
Сегодня большинство коммерческих фирм не имеют официально принятых
планов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов
и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или
иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны
на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.
Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий
хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших
предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный
опыт хозяйственного руководства «на глазок», хотя практика часто ставит и таких
руководителей в тупик.
Бизнес-план - краткое, точное,
доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент
при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать
наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Основной целью разработки бизнес-плана
является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и
отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями
получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей, целью
составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
- социальные цели: преодоление дефицита товаров и услуг;
оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в
стране; создание новых духовных и культурных ценностей; развитие
научно-технического и творческого потенциала; расширение деловых контактов,
международных связей;
- повышение статуса предпринимателя: развитие и укрепление
экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал,
финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также
духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения
последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью,
доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
- иные, специальные цели и задачи: развитие контактов, зарубежные
поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет
первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером,
руководителем, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения
стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко
стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы касается
временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляют планы на
год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в
этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие, некоторые фирмы
составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные твердо стоящие на ногах,
планируют на период более пяти лет.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
1.Введение.
2.Описание предприятия (организации).
3.Описание продукции (работы, услуги).
4.Анализ рынка.
5.Конкуренция.
6.Маркетинговый план.
7.План производства.
8.Финансовый план.
В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана
приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план, риски в
деятельности предприятия.
1. Введение. Особое внимание рекомендуется обратить на «Введение»,
которое является
Пелих А.С.Бизнес-план или как организовать
собственный бизнес.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2010. - с. 5
Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия
: учебное пособие для вузов / Н. А. Платонова, Т. В. Харитонова . - М. : ДИС ,
2008. - с. 53
Румянцева Е. Как разработать бизнес-план :
самоучитель / Е. Румянцева / / Питание и общество. - 2011. - N 9. - с. 12
|