1. Основы функционирования налоговой
системы РФ
Налоговая система Российской Федерации - это совокупность предусмотренных
налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты
и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а
также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового
законодательства.
Налоговая система появилась с возникновением государства. Само
существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без
налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только
при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Подобно тому как в законодательном акте определение налога дается
с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов
преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги
и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп.
Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая
система».
Налоговая система — это совокупность установленных в государстве
существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую
систему, являются:
-
принципы налогообложения;
-
порядок установления и введения
налогов;
-
система налогов;
-
порядок распределения налоговых
поступлений между бюджетами различных уровней;
-
права и обязанности участников
налоговых отношений;
-
формы и методы налогового контроля;
-
ответственность участников налоговых
отношений;
-
способы защиты прав и интересов
участников налоговых отношений.
Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок
в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.
Система налогов включает большое число разных налогов. Идеи единого
налога, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица
получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема,
который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования.
Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил
принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым.
К тому же уклонения от уплаты единого налога были бы очень ощутимы
для бюджета, поскольку при этом происходит уклонение от уплаты как бы всех налогов
сразу. Риск для государства слишком высок. К тому же возрастают побудительные стимулы
к уклонению, так как сумма единого налога значительно превысила бы суммы отдельных
налогов.
И.М. Кулищер отмечает, что «народы недаром предпочитали во все
времена одному налогу множественность их, памятуя, что человек, который был бы сокрушен
тяжестью, заключающейся в одном предмете, легко выносит ее, когда она распределена
по всему телу».
Однако обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным
отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает нарушения
налогового законодательства. В данном случае законность нарушается из-за неразумных
действий законодателя. Это оборачивается негативным отношением граждан к правовой
системе в целом.
Система налогов может быть перегружена неэффективными налогами,
и тогда затраты на их административное обслуживание превысят сумму
|