Налоговая система представляет собой единую
совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих
единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие
бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований [43, с. 11].
Налоговую систему любого государства можно
рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и
сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога
(налогоплательщиков).
К налоговой системе, как и иной другой системе,
предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.
Требования, предъявляемые к налоговой системе,
являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и
эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим
налоговую систему, можно отнести следующие:
-
рациональность;
-
оптимальность;
-
минимизацию
количества элементов, составляющих налоговую систему;
-
справедливость, в том числе социальную
справедливость распределения налогового бремени;
-
простоту
исчисления налогов;
-
доступность
и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;
-
экономичность;
-
эффективность
и др.
Налоговая система должна быть рациональной системой с
единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического
пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов
и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих
порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и
контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и
местный.
Рациональность означает разумную обоснованность с
точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. В
настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов
системы), представлена:
1) Федеральной налоговой службой с его
региональными и местными подразделениями;
2) Министерством финансов Российской Федерации
(в котором имеется налоговое управление);
3) Государственным таможенным комитетом
(ГТК) с его региональными и местными подразделениями;
4) органами государственных внебюджетных
фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными
структурами.
Требование рациональности системы позволяет
оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и
оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения
налоговой информации.
Критериями требования рациональности системы могут
выступать:
- количество налогоплательщиков или общее количество
граждан государства, приходящихся на одного налогового служащего. Критерий
является сравнительным по отношению к аналогичным налоговым системам других
государств или территориальных образований своего государства. Критерий
позволяет проанализировать систему и выявить наиболее целесообразные варианты
системы, их эффективность по собираемости платежей, наметить направления и пути
совершенствования системы, в том числе применить современную вычислительную
технику и унифицировать алгоритмы расчетов.
- общее количество налоговых служащих, необходимых для охвата контролем
всех налогоплательщиков. Критерий важен с то
|