Глава 1. Теоретико-методологические
основы социального развития организации
Социальная
среда организации тесно связана с технической,
экономической, гуманитарной составляющими развития общества, в котором она функционирует
и развивается.
|
|
|
|
|
Современные
условия развития общества
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.1. Современные условия труда,
влияющие на социальное развитие организации
Социальная
среда организации – это совокупность факторов, определяющих качество трудовой
жизни работников. То есть,
применительно
к социальной среде организации понятие фактор выражает условия, которые
определяют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в
свою очередь воздействующих на персонал.
Социальное развитие организации
означает изменение к лучшему в ее
социальной среде. В целом, оно включает в себя весь сложный механизм,
приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся
цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду,
конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.
Развитие социальной среды –
непременный объект управления организацией и вместе с тем, составная часть
менеджмента персонала. По своему назначению управление социальным
развитием ориентируется исключительно на
людей, на создание для работников надлежащих условий, как труда, так и быта и постоянное улучшение
этих условий. Соответственно, его основными целями являются:
− совершенствование
социальной структуры персонала; его
демографического и профессионально-квалификационного состава;
− регулирование
численности работников;
− повышение
их образовательного и культурно-технического уровня;
− улучшение
эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и
иных условий работы, охраны труда и безопасности работников;
− обеспечение
социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий;
− стимулирование
средствами, как материального вознаграждения, так и поощрения эффективности
труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности;
− создание
и поддержание в коллективе здоровой материально-психологической атмосфер,
оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и
дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой
личности, удовлетворенности совместным трудом;
− рост
жизненного уровня работников и их семей;
− удовлетворение
потребности в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непродовольственных
товарах и необходимых услугах, полноценное использование досуга.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.-4-е
изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010. – С. 215.
Основы теории
социального развития. Учеб. пособие / А.Б. Докторович; Российская
Академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). - М.: РАГС, 2011. – С.
26.
|