Поведение
хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской
деятельности – увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства,
совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и
оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой
нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых
платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:
1.
Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой
нагрузки на предприятие.
2.
Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и
сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.
3.
Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления
инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для
предприятия налоговые последствия.
Эти
задачи решает налоговая политика предприятия. Под налоговой политикой
предприятия понимается система планирования отношений предприятия с бюджетом и
внебюджетными фондами по исполнению обязанностей налогоплательщика.
В систему налоговой политики предприятия входит:
- налоговое планирование;
- оценка налоговой нагрузки предприятия;
- исполнение обязанностей налогоплательщика и
налогового агента.
Налоговая
политика формируется на основе финансовой информации и реализует
распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств,
оставшихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во
внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики предприятия заключается в
разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с
контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового
законодательства.
Налоговая
политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на
эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она
оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на
основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами.
Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе
механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих
отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их
оформлении.
Налоговая
политика предприятия должна, прежде всего, обеспечить минимальные налоговые
выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть
разработан комплекс по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых
выплат.
Налоговая
политика фирмы может включать в себя:
- выбор
правильного юридического адреса предприятия и его организационно-правовой
формы;
- выверенную
тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;
- следование
налоговому законодательству;
- оперативное
реагирование на изменения в налоговом законодательстве;
- поиск
информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;
- поиск
различных форм налоговых льгот;
- управление
налогооблагаемой базой;
- выбор
наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;
- учет
налоговых рисков и финансовых потерь;
- поиск
направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;
- оптимальное
размещение инвестиций, активов и прибыли;
- повышение
квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику, и
т.д.
В условиях жесткой конкуренции предприятию
достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной страте
|