Подоходный налог по сравнению с другими видами налогов
довольно молод. Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного
налога на роскошь. Однако и до введения подоходного налога налоговые системы в
различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных
налогов [29,
C. 116].
В нашей стране подоходный налог (с 1 января 2001 г. - налог
с доходов физических лиц) является основным прямым налогом, взимаемым с доходов
физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Граждане, работающие по найму, и предприниматели должны
делиться своими доходами с государством в форме устанавливаемых
законодательством налоговых отношений. Поэтому все более возрастает роль и
значение подоходного налогообложения личных доходов населения.
Налог на доходы с физических лиц с граждан по сумме
поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий
и налога на добавленную стоимость. В процентном выражении его доля в доходах
бюджета составляет около 10% [54].
Налог на доходы с физических лиц в Российской Федерации
относится к числу федеральных налогов. Как и все налоги, он не бывает
индивидуально (непосредственно) возмездным, а является регулирующим доходным
источником бюджета, так как доходы по нему используются для регулирования
поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налога по
ставке, утверждаемой в установленном порядке на очередной финансовый период.
Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные
бюджеты, ставки (нормативы) этих отчислений определяются при утверждении
федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта
Российской Федерации устанавливает ставки отчислений по регулирующим доходам в
местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Результатом работы по реформированию налоговой системы нашей
страны в последние годы стало принятие частей первой и второй НК РФ. Положения,
регулирующие в России вопросы налогообложения доходов физических лиц,
содержатся в гл. 23 Налогового Кодекса РФ [1].
С 2001 г. в России введена совершенно новая система налогообложения доходов
физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей до сих
пор. Ее отличие состоит не столько в новом названии, сколько в самой концепции
налогообложения доходов указанных лиц. Основными чертами новой системы
налогообложения являются:
-
отказ от прогрессивной ставки налога и введение
единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов
физических лиц;
-
значительное расширение применяемых налоговых
льгот и вычетов;
-
внесение изменений в определение
налогооблагаемой базы.
Со дня введения в действие части второй НК РФ, т.е. с 1
января 2001 г., утратили силу ряд Законов и нормативных правовых актов,
регулирующие порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Что же касается имущественных налогов, то их история более
глубока. В конце XIX века прослеживается четкая тенденция усиления роли
недвижимости в качестве объекта городских налогов и источника различных видов
доходов местных бюджетов [46,
C. 22]. Специалисты
отмечают, что обложение промыслов и денежных капиталов никогда не играло
серьезной роли в местных финансах. Движимый капитал труднее привлечь к
обложению, и даже действующие законы устанавливали меньшие ограничения именно
при обложении недвижимости. Сами города, конкурируя между собой в привлечении
капиталов, стремились установить льготные ставки налогообложения для
предпринимателей. Поэтому в центр внимания местных органов власти попали две
проблемы - это муниципализация городских предприятий и усиление роли
недвижимости в налоговой системе городов, а также создание новых
самостоятельных форм ее обложения (обложение ренты и прироста ценности
городской недвижимости). Наиболее крупные поступления давал налог с недвижимого
имущества, в том числе с владельцев городских земельных участков. В статью
"Доходы от недвижимого имущества" включались в первую очередь доходы
с городских земель, сдаваемых во временное пользование (аренду) жителям города.
Более высокую роль доходы от недвижимого имущества играли в
бюджете крупных городов страны. Так, в Москве городская недвижимость
превращалась в основную статью доходной части бюджета.
До 1900 г. ставка налога составляла в Москве 9% суммы
чистого дохода недвижимого имущества, в дальнейшем она возросла до 10% [34,
C. 108].
Среди доходов во второй половине XIX в. выделялись сборы с
городских недвижимых имуществ (рынков, торговых помещений, городских земель, в
том числе выгона): в 1872 г. - 37,2%; в 1881 г. - 29,5%; в 1890 г. - 28,1%; в
1900 г. - 30,5%; оценочный сбор с городских недвижимых имуществ (1881 г. -
12,8%; 1890 г. - 11,2%; 1900 г. - 10,1%). В структуре расходов существенно
повысилась доля затрат на городское хозяйство и благоустройство (1872 г. -
5,8%; 1881 г. - 6,1%; 1890 г. - 12,4%; 1900 г. - 16,0%).
В годы
войны была осуществлена также перестройка системы местных налогов и сборов,
которая привела её в соответствие с новыми взаимоотношениями между союзным,
республиканскими и местными бюджетами, сложившимися на основе Конституции СССР
1936 г. По Положению о местных финансах 1926 г. союзное законодательство
ограничивалось лишь установлением перечня допустимых местных
|