В
целом, история отношения к пожилым людям в России соответствует фактам,
характерным для отношения к старости во всем мире. При этом, следует учитывать
такие исторические обстоятельства, как:
патриархальность и общинность вплоть до середины XIX века, а также традиционную
религиозность в духе православного христианства.
В
христианской культуре образ старости зависит от разной направленности духа,
души, плоти и собственной воли человека. Для того чтобы приблизиться к Богу,
надо приложить усилие, а старость — возраст, благоприятствующий этому,
поскольку искусительные проявления плоти, связанные с питанием и половым
инстинктом, к старости ослабляются. Таким образом, создаются естественные
предпосылки для просветления. Наиболее отчетливо сущность отношения
христианской культуры к старости видна в явлении старчества. Здесь старость представляет собой
не немощь, а высшую степень духовного совершенства на пути к бессмертию и
богоуподоблению.
Традиционно
старость на Руси уважали, относились с почтением. Это уважение
распространялось на стариков в семье,
как к главе клана, рода, старшему в семье; и на одиноких, старых и убогих. В
силу культурно-религиозных традиций к последним всегда было особое отношение.
Их воспринимали как пилигримов, святых путешественников, «божьих странников»,
причем главным здесь является не реальное перемещение в пространстве и времени,
а духовное путешествие (так рождается представление о жизни старцев в
монастырях и пустынях как недвижимом паломничестве). Что касается помощи,
которую оказывало общество и государство, то до
XVII века она, в
основном, оказывалась в качестве
«безразборчивой» милостыни,
а впоследствии создавались специальные приюты и богадельни. В конце XIX века в деле призрения старых и больных
нетрудоспособных лиц в некоторых благотворительных организациях, особую роль
играло религиозное воспитание. И.Н. Андреева подчеркивает, что термин
«воспитание» особенно подходит в данном контексте и означает подготовку к смерти. Оно вело к утолению скорбей и
печалей, способствовало преодолению страха небытия, обещая старикам не только
загробную жизнь, но и встречу на небесах с родными и близкими людьми, что
облегчало переход от жизни к смерти. И сегодня медики всего мира отмечают, что
истинно верующие в Бога (независимо от того, какую религию они исповедуют)
уходят из жизни спокойно и достойно, надеясь на новую вечную жизнь.
|