Создание
системы оценки качества образования в России происходит в период введения
образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в
масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения
объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными
стандартами (в том числе – определение комплекса критериев, процедур и
технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование
как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне
образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать
управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены
перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе –
к педагогическому мониторингу, под
которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное
слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его
отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих
решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза [14, c. 26].
Традиционная
система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы,
имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих
организационных и технологических особенностей не может обеспечить
удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать
для получения объективных количественных и качественных показателей,
позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия «мониторинг» связано
со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в
объективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур.
Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно
было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии управления и
качества предоставляемых образовательных услуг.
Управление – функция
организованных систем различной природы (биологических, социальных,
технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание
режима деятельности, реализацию их программы и целей [7, c. 4].
Социальное управление
заключается в оказании влияния на общество с целью его упорядочения, сохранения
качественной специфики, совершенствования и развития.
Необходимость управления
обусловлена динамичностью управляемой системы. Если система может находиться
постоянно в одном состоянии, то необходимости в управлении не возникает. Смысл
управления заключается в целенаправленном воздействии на динамическую систему
для осуществления в ней необходимых преобразований.
Специфика и сложность
управления социальными системами, к числу которых относится и система
образования, определяется необходимостью осуществлять две противоречивые
функции [12, c. 15].
Первая функция – обеспечение функционирования системы, в создании условий,
которые обеспечивают реализацию социальных функций системы – образовательной,
судебной, политической и т. д. Следовательно, управленческая деятельность
направляется на устранение отклонений от заданной программы, на подавление
возмущающих воздействий. Если школьники, например, плохо усваивают программный
материал по какому–то предмету, то принимаются управленческие меры, которые
должны устранить имеющееся отклонение – совершенствуется организация урока,
учителя направляют на курсы повышения квалификации и т. д. Основой для
осуществления указанной управленческой функции являются стандарты, нормы,
правила, которые могут иметь различную форму. Общая задача управления в этом
случае заключаться в устранении отклонений от установленных норм (в этом случае
мы имеем дело с реактивным управлением) или в предупреждении возможных
отклонений. Первая задача управления состоит в анализе уровня подготовленности
учащихся к усвоению учебной программы, уровня квалификации
|