Правовую основу
противодействия терроризму в России составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные
законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в
соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов
государственной власти.
Российская Федерация в
соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в
области противодействия терроризму с иностранными
государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также
с международными организациями.
Российская Федерация,
руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности,
общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых
(подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
С
момента подписания Североатлантического договора (4 апреля 1949-го) и до конца
1980-х годов отношения между Советским Союзом и НАТО развивались в контексте
межблокового противостояния «Восток - Запад», а точнее Варшавский Договор -
НАТО.
В настоящее время наше
сотрудничество опирается на «Основополагающий акт о взаимных отношениях,
сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией
Североатлантического договора» от 1997 г. Он представляется определенным этапом в
стремлении Москвы установить «правила», позволяющие получить гарантии
соблюдения интересов собственной безопасности, обретения равноправного статуса
в процессе принятия решений в сфере европейской безопасности.
Однако ему не был придан
юридически обязывающий характер. Он не содержит взаимных прав и обязанностей,
закрепленных юридически. Соблюдения включенных в него положений нельзя
добиваться ни в каких судебных инстанциях – будь то международных,
наднациональных или внутригосударственных, ни в иных международных
организациях. На него не распространяются основополагающие требования
международного права, согласно которым договоры должны соблюдаться, а стороны
обязаны сотрудничать между собой и вести себя добросовестно. Его нарушение не
влечет за собой международно-правовой ответственности.
Все это не умаляет
политической роли и значимости Основополагающего акта. Он, естественно,
является политически обязывающим документом. Стороны договорились выполнять его
и следовать ему. Но как и в какой степени – оставлено на их усмотрение. И
пределы «усмотрения» весьма неопределенны.
Кроме того, сам язык и
стилистика документа далеки от юридических. Все используемые в нем понятия
расплывчаты. Их дефиниции отсутствуют, толкование оставлено на усмотрение
сторон.
Предмет документа носит
противоречивый характер. В названии он сформулирован как взаимные отношения,
сотрудничество и безопасность. Но если предметом регулирования называются
отношения между Россией и НАТО, то это означает закрепление раскола
евроатлантического пространства на две части и, более того, подтверждает
легитимацию блокового подхода к выстраиванию международных отношений и
сотрудничества. Только с одной стороны, как и раньше, оказывается
Североатлантический альянс, а с другой – лишь Россия как основная часть в
прошлом мощного блока, противостоявшего НАТО.
По вопросам будущих
консультаций и сотрудничества, относящихся к компетенции НАТО, документ
фактически отрицает их осуществление в рамках Россия–отдельные
государства-члены альянса, переводя их на межблоковую основу. Принятая через
пять лет Римская декларация 1996 года устраняет
этот перекос, но в плане организации обсуждений.
Характер сторон
Основополагающего акта в нем никак не определен. Действительно, в Акте
провозглашается, что обе стороны более не рассматривают друг друга в качестве
противника, что крайне позитивно. Однако в качестве кого они друг друга
рассматривают, в документе не оговаривается. Отсутствует и позитивная
характеристика друг друга. Единственное, на что указывается, – планы строить
партнерские отношения. В Акте говорится, что стороны «намерены развивать на
основе прочных интересов, взаимности и транспарентности прочное, стабильное и
долговременное партнерство». Но это адресовано в будущее, а определение того,
кем стороны являются по отношению друг другу в настоящем, отсутствует.
Принципиально иная ситуация возникла бы в том случае, если бы предметом
регулирования Основополагающего акта стороны сделали обеспечение коллективной
безопасности, совместное управление пространством безопасности, совместный
контроль над развитием ситуации в регионе и осуществление необходимых для этого
действий. Тогда предмет регулирования предполагал бы объединение
|