На современном этапе развития
российского общества все большую значимость приобретает социокультурная
адаптация детей-инвалидов. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными
возможностями – это полная включенность ребенка в обычную социокультурную
реальность, при которой его недостаток в процессе компенсационной деятельности
не мешает ни ему, ни окружающим, достигаемая с помощью приобщения к культурным и духовно-нравственным ценностям,
к здоровому образу жизни, через включение в мир искусства, культуры и
творчества.
Термин «технология социокультурной
адаптации» включает в себя два компонента: «социальное» и «культурное». Понятие
«социальное» как технология сосредоточивается на личности человека и делает
возможным достижение положительных изменений его образа жизни, в частности, предполагает
выход ребенка с нарушениями на такой уровень компенсации, при котором
происходят различные формы взаимодействия инвалидов между собой и с окружающей
средой. Категория «культурное» означает те средства, с помощью которых ребенок
с ограниченными возможностями сможет реализовать свой духовный и творческий
потенциал.
Можно выделить основные направления
социокультурной реабилитации, через которую протекает адаптация детей-инвалидов
к современной среде: просветительское, духовное и коррекционное воздействие.
Просветительское воздействие
проявляется через устранение недостатков существующего отношения общества к
детям с ограниченными возможностями и их к обществу, изменение политики и
ментальности в сфере межличностных и социальных отношений.
Досуговое воздействие ориентировано на
организацию и обеспечение досуга, в процессе которого происходит удовлетворение
духовных и физических потребностей инвалидов путем увеличения свободного
времени у детей-инвалидов и их семей.
Коррекционное воздействие предполагает,
что произойдет частичное и/или полное устранение или компенсация ограничений
жизнедеятельности.
Важно отметить, что эффективность
социокультурных технологий адаптации детей-инвалидов должна определяться
конечным результатом. Для этого необходимо достаточно полно знать проблемы, в
соответствии с которыми выбираются социокультурные технологии, т.е. исходя из
жизненной ситуации ребенка с ограниченными возможностями и его семьи,
свойственные им идеалы и нормы поведения, культурно-досуговые интересы и
предпочтения.
В основе социокультурной адаптации
ребенка-инвалида лежит следующее:
- многообразие проявлений личности
ребенка-инвалида;
- взаимоотношения ребенка с окружающей
средой.
Cоциокультурные технологии оказывают
значительное влияние на адаптацию детей-инвалидов. Свободное время и досуг –
технология, один из способов достижения успешной социокультурной адаптации
ребенка-инвалида.
С содержательной точки зрения
адаптированность ребенка-инвалида (с точки зрения свободного времени и досуга)
включает в себя различные компоненты: прием гостей, спорт, экскурсии, театр,
выставки, прогулки на свежем воздухе и др.
Адаптация ребенка-инвалида соотносится
не только со сферой культуры и досуга, а также с другими областями деятельности
инвалида и общества, предполагает умение жить в обществе, группе, семье,
заставляет их обращаться к здоровым членам общества.
Хотелось
отметить, что каждый из видов досуга в той или иной степени влияет на процесс
адаптации ребенка-инвалида, на эмоционально-физическое состояние.
Социокультурные технологии применяются в работе с нетипичыми детьми, вследствие
чего происходит адаптированность ребенка. Данные технологии выделяет
ребенка-инвалида как равноправного участника всей социокультурной жизни
общества.
С целью изучения социокультурных технологий адаптации
детей- инвалидов Л.В. Усовой было в 2010 - 2011 гг. подготовлен и проведен
социологический опрос методом анкетирования. Исследование проводилось в городе
Краснодаре. Были опрошены основные группы детской инвалидности: 37%
респондентов с заболеванием слух
Усова Л.В. Социокультурные технологии адаптации
детей-инвалидов // Современные исследования социальных проблем. 2010. — № 1. -
С. 122.
|