Особенности
производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам
выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и
элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции,
которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что
массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.
Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по
различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Когда
же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в
культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем
в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1.
Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и
уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера
обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для
нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2.
Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII-XVIII
веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно
расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило,
приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо
(1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481
жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей,
военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова
(1730- 1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о
приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.
Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.
Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в
Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим
освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.
И
все-таки все вышеизложенное - это предыстория массовой культуры. А в
собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX
веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять
фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия
парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм,
то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для
рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она
затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей.
Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована
в ряде философских сочинений XX века.
X.
Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само
понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном
отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса,
поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством
меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса -
невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто
количественное определение - «многие» - переходит в качественное».
Причину
выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры,
когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий
тип».
Очень
познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога,
профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой
особенности современного общества определяются возникновением массового
производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений
понятия «масса»:
1. Масса - как недифференцированное множество
|