Глава 1. Теоретические аспекты
государственной налоговой политики по отношению к малому бизнесу
1.1 Регулирующая функция налога, принципы
распределения налогового бремени
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов
государственного регулирования как национальной экономики, так и международных
экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления
налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством
налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития
общественного производства. На темпы экономического роста оказывают
существенное влияние как объем мобилизованных посредством налогов ресурсов, так
и масштабы инвестирования средств в экономику. Прямое государственное
финансирование, дотации и субвенции из бюджета позволяют государству оказывать
воздействие на формирование отраслевой и территориальной структуры
общественного производства. Решение ряда общественных задач (развитие науки,
социальной сферы, решение экологических проблем и др.) с помощью эффективного
использования централизованных финансовых ресурсов обеспечивает развитие
национальной экономики в целом и создает тем самым возможности для успешного
развития микроэкономики.
Второе направление налогового регулирования заключается в разработке
государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных
хозяйствующих субъектов в отношении их экстенсивного и интенсивного развития.
Такое направление налогового воздействия государства на производство
реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий как за счет самой
нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.
Современные авторы выделяют еще одно направление налогового
регулирования, которое связано с усилением динамичности экономики. Оно
заключается в постоянном отслеживании государством появления новых
прогрессивных форм хозяйствования, новых видов доходов, новых хозяйственных и
финансовых инструментов и операций и разработке механизма налогообложения,
способствующего их быстрому развитию[1].
Развитые в экономическом отношении государства используют в качестве
инструментов косвенного воздействия на экономику и способов формирования своих
доходов целую совокупность налогов, сборов и пошлин. Эта совокупность требует
упорядочения, классификации. Классификация изучаемых наукой явлений позволяет свести
все их разнообразие к небольшому числу групп. Тем самым облегчается применение
научных подходов в изучении явлений.
Классификация налогов – это их группировка по ряду наиболее
существенных признаков (критериев). Она позволяет выявить различия и сходства
между теми или иными налогами. Особые свойства различных видов налогов требуют
специфических условий их обложения и взимания.
Налоги группируются по следующим признакам (критериям):
- уровням государственного управления, определяющим порядок взимания
и распоряжения налогами;
- способу взимания;
- объекту обложения;
- налогоплательщикам;
- порядку использования (по назначению).
В бюджетной практике государств наибольшее распространение получила
классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции
государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми
платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией,
предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и
региональные), местные и межгосударственные.
Государственные налоги устанавливаются центральными органами
представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются
на основании государственных законов и поступают в государственный бюджет. Если
государство имеет федеративное устройство, то в государственных налогах
выделяют федеральные и региональные налоги.
Местные
налоги могут устанавливать центральные органы власти, предоставляя при этом
местным органам власти (самоуправления) право определять фактический размер
налогов. Кроме того, местные органы управления (самоуправления) вправе
самостоятельно вводить налоги в порядке, определенном налоговым
законодательством. Местные налоги обязательны на соответствующей территории и
обеспечивают доходами местные бюджеты. В ряде стран государственные налоги
также собирают местные органы управления, но затем передают их полностью или
частично в государственную казну. В 70 - 80-е годы прошлого столетия
наблюдалась тенденция роста количества местных налогов и соответственно увеличения
об
имо�O�����`�� (1990-2009)
|