1 Налоговые доходы муниципального
образования и налоговая самостоятельность
1.1 Сущность и структура доходов
муниципального образования
Бюджет муниципального
образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете
на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств
соответствующего муниципального образования.
Бюджеты муниципальных образований, они же местные бюджеты (бюджеты
городов, сельские бюджеты, бюджеты поселений), представляют собой форму
образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для решения
задач и выполнения функций, которые отнесены к предметам ведения местного
самоуправления.
В соответствии со ст. 130, 131, 132 Конституции РФ[1]
местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских
поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных
традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также
решают иные вопросы местного значения.
Под вопросами местного значения понимаются проблемы, касающиеся
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в
соответствии с Конституцией РФ.
Преобразование налоговой
системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением
бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма. Поэтому
налоговые доходы бюджетов муниципальных районов, городских округов и бюджетов
поселений необходимо рассматривать в системе межбюджетных отношений.
Правительство РФ определило основные направления налоговой политики в
Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. и совместно с
Министерством финансов РФ предложило не менять ставки налогов на территории
России, а также подчеркнуло необходимость улучшения налогового
администрирования. Для стабилизации налогового контроля и регулирования
межбюджетных отношений Министерство финансов разработало Методические
рекомендации муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений
и разграничению налоговых источников между бюджетами муниципальных поселков,
городских округов и бюджетами районов. Они базируются на
следующих принципах:
а) принцип бюджетного
выравнивания. Данный принцип ориентирован на вертикальное выравнивание бюджетной
системы между уровнями бюджетов, а не горизонтальное между муниципальными
образованиями. Иными словами, итоговое вертикальное распределение налоговых
доходов между бюджетами поселений, муниципальных районов и городских округов
внутри субъектов РФ консолидировано. Консолидация налоговых доходов происходит
в бюджетах районов и распределяется в соответствии с законодательством
субъектов РФ, а также в соответствии с решениями Советов депутатов
муниципальных районов. Помимо этого, ставки налогов и отдельные виды налогов
могут быть установлены решениями Советов депутатов городских округов, городских
и сельских поселений;
б) принцип разграничения
налогов между муниципальными образованиями выражается в минимизации встречных
финансовых потоков между муниципальными образованиями. Бюджетная политика
государства направлена на передачу финансовых ресурсов в виде отчислений от
налогов напрямую в бюджеты муниципальных образований, так как местным органам
власти необходимо финансировать вопросы местного значения;
в) принцип
консолидации полномочий представительной власти муниципальных районов в сфере
межбюджетных отношений предназначен для единства принятых решений на
территориях всех муниципальных городов и поселений, входящих в состав
муниципального района. Органы местного
|