1. Теоретические основы налогового контроля.
Контроль - это
неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является
обнаружение отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов
законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на
наиболее ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а
в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию
за причиненный ущерб либо провести мероприятия по предотвращению или сокращению
таких нарушений в будущем.
Такое определение контроля дано в ст. 1 Лимской декларации
руководящих принципов контроля. Статьей 3 Декларации предусмотрено, что внутри
отдельных ведомств и организаций создаются внутренние контрольные службы,
входящие в систему внутреннего (внутрихозяйственного) контроля (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts (Лимская декларация руководящих принципов контроля;
принята в октябре 1977
г. на IX
Конгрессе INTOSAI в г.
Лиме (Перу). Интересы России в INTOSAI
(международное объединение национальных организаций, осуществляющих контроль в
бюджетной сфере) представляет Счетная палата Российской Федерации, вступившая в
него в 1995 г.)
Контроль осуществляется на различных уровнях:
-
отдельного должностного лица;
-
отдельного подразделения
организации;
-
отдельной организации;
-
отдельного объединения
организаций;
-
отрасли;
-
региона;
-
страны
и т.д.
Контроль рассматривается экономистами с различных точек
зрения, наиболее распространена точка зрения на контроль как одну из стадий управления.
При этом контроль определяется как последняя, завершающая, стадия
управления (планирование управленческого решения, организация его выполнения,
учет, анализ, контроль). При использовании такого подхода (а он может быть
применен к любому, не только хозяйственному, контролю) нужно иметь в виду, что
контроль присутствует не только на последней стадии управления, но он имеет
место и на каждой из перечисленных стадий управления. Это проявляется, в
частности, в том, что каждый работник в
процессе осуществления своих производственных функций контролирует свои
действия и умозаключения.
Функция контроля глубоко интегрирована с другими функциями
управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции
контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления - это
горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на
разных уровнях управления (контроль на уровне районной, городской инспекции) -
это вертикальная интеграция.
В результате интеграции по горизонтали достигается
согласование отдельных элементов управления с целью решения какой-либо
управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При
вертикальной же интеграции функция контроля реализуется на разных уровнях
управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию
(укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего
звена (системы) управления.
На налоговые органы
возложена обязанность по организации и проведению
контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов
и других обязательных платежей, а также
контроля за соблюдением валютного законодательства РФ. При осуществлении
налогового контроля проверяется не работа
учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний.
Контроль как функция
управления участниками налоговых отношений реализуется на практике посредством
совокупности взаимосвязанных действий в режиме прямых и обратных связей (рис. 1).
Рис.
1. Базовые действия, раскрывающее смысл и цели контроля
Формализованное представление
о сути контроля дает основание для трактовки понятия
«цель контроля». Це
|