В современной
литературе существуют различные трактовки понятия «культурно-досуговая
деятельность». Так, по мнению А.Д. Жаркова, «культурно-досуговая деятельность
как специфическое культурное явление – общественный феномен, который вполне
логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая
деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная
деятельность и т.п.» [5, c. 15].
По
определению А.В. Каменца, «культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре,
выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность
функционирует в различной, динамично развивающейся природной и социальной среде
и представляет собой ценности, образцы и способы поведения, существующие в
нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в
качестве результата» [10, c. 105].
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют
общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А.
Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться
на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые
черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки.
Предмет
культурно-досуговой деятельности – является
процесс развития явлений культурно-досуговой деятельности на различных
исторических этапах общества, механизмы и закономерности этого развития
Объект
культурно-досуговой деятельности –
это содержание, формы, средства, методы
и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на людей.
Среди множества продуктов социально-культурной деятельности Т.Г.
Киселева и Ю.Д. Красильникова [12, c. 48] выделяют продукты материальные и
нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок
использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например,
музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.)
и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства
культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство
культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного
производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины,
кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).
В свою
очередь, социокультурную деятельность известный специалист по морфологии
искусств и культуры дифференцирует на пять основных видов: преобразовательную,
познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и особым образом
отражающую их художественную деятельность. Социально-культурная деятельность в
этом морфологическом анализе М.С. Кагана, по существу, синонимируется,
отождествляется им с понятием «собственно человеческая деятельность» и потому
как термин, обозначающий интересующую нас отрасль или сферу профессиональной и
любительской деятельности по приобщению людей к ценностям культуры и досуга, не
работает. Мы объясняем такое широкое толкование М.С. Каганом понятия
«социально-культурная деятельность» свойственным философам стремлением в
абстрактно-символической форме выразить сущность и специфику исследуемого ими
явления. Видимо, сущностная специфика человеческой деятельности заключается
прежде всего, как считает М.С. Каган, «в социокультурной деятельности человека
как общественного существа» [10, c. 41].
Систему
культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного
развития теории, организации и методики.
Также система культурно-досуговой деятельности включает в себя сеть учреждений
культуры разных типов: клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев,
библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных
клубов; местные органы управления; институты и курсы повышения квалификации
работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
В учебнике московских авторов «Культурно-досуговая
деятельность» под редакцией академика
|