Переход производственных
предприятий в России на условия рынка, полное самоуправление и
самофинансирование означает:
- самостоятельное обеспечение
технического, производственного и социального развития за счет заработанных
средств;
- полную ответственность за результаты
хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и
потребителями, бюджетом и банками;
- осуществление внутренней перестройки
планирования на основе расширения прав и усиление экономической
ответственности филиалов, цехов и отделов предприятий за обеспечение и
повышение стабильности их работы;
- восприятие прибыли в качестве основы
успешной деятельности предприятий, главного обобщающего экономического
показателя, источника, обеспечивающего экономическое, научно-техническое и
социальное развитие.
Устанавливается прямая
зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми
самостоятельно распоряжаются предприятия. Возрастает роль
внутрипроизводственного планирования, с помощью которого связывается выпуск
продукции на предприятии с потребностями рынка. Знать потребности рынка на
перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию — главная
обязанность руководителей и специалистов предприятия [24, с. 118].
Планирование производства
на предприятии — это точное предвидение и программирование на перспективу хода
производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом
специализации и кооперации труда устанавливаются по датам четкое задание на
выполнение конкретного вида и объема работы и расходования ресурсов каждому
цеху, отделу, бригаде, рабочему и последовательность выполнения связанных между
собой работ.
В плане предприятия, с
одной стороны, содержится задание на перспективу для каждого работника, а с
другой — предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они
должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели (табл.
1.1).
Таблица 1.1
Основные
задачи планирования на предприятии
Задачи планирования
|
Основные исполнители
|
Проектирование перспективы по датам исполнения
|
Руководители предприятия, функциональные отделы, лаборатории
|
Организация исполнения
|
Руководители всех структурных звеньев, специалисты
|
Контроль исполнения
|
Руководители предприятия, специалисты
|
Содержание внутриорганизационного планирования как
функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных
направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников
его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в
конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в
отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач,
средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения
поставленных задач [8, с .101].
Таким
образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении
заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы,
обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и
развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий,
определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом
возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым
производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планированием
призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями
организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и
разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на
выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив
развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки
планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки
показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке [8, с
.101].
Внутриорганизационное
планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование,
осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.
|