ГЛАВА
I. Теоретический аспект
изучения проблемы стремления к привлекательности самопрезентации в виртуальном
пространстве Интернета
Сегодня
сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной
информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно
сопутствующего течению этих потоков. Ведь «общение – есть способ взаимодействия
людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за
рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет
существовали и другие средства передачи информации на расстояния (например,
почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются
участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей,
кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности
Интернета» [1].
Очень важно заметить, что
непосредственными пользователями Интернет являются лица молодого возраста.
Именно молодежь чаще всего использует различные средства общения в сети, такие
как icq, форумы, чаты, социальные сети. Поэтому,
целесообразно перейти к рассмотрению основных проблем, с которыми сталкивается
молодежь в Интернет-общении [6].
Неоспоримым
преимуществом компьютерных технологий в современном мире является диалоговый
режим работы, который способствует возникновению и развитию нового вида
общения. Система, включающая в себя компьютер, предполагает взаимосвязь,
которую можно обозначить так: "человек-машина-человек”. Здесь можно выделить
два элемента: "человек-машина” и "машина-человек”, так же, в более сложных
системах взаимодействия можно дополнительно выделять элементы:
"человек-человек” и "машина-машина”. Далее, будет уместно обозначить несколько
параметров для более точного выделения видов общения, к которым можно относить компьютерное
общение [18]:
По положению
общающихся и специфике обратной связи можно выделить контактное общение, т.е.
общение с наличием обратной связи и дисконтактное общение, которое проходит с
помощью компьютера, смартфона, СМИ и других вспомогательных средств.
По форме
языка общение можно классифицировать на письменное и устное. Компьютерное
общение, чаще всего, относится к письменной форме общения с использованием ICQ,
e-mail, чатов, форумов. Однако, некоторые виды интернет-общения могут проходить
и в устной форме с помощью видеоконференций, видеочатов, Skype [22].
По способу взаимодействия
людей можно выделить прямое и косвенное общение. Прямое общение - это
естественный контакт, который проходит "лицом к лицу”, информация передаётся
лично одним собеседником другому. Оно предполагает непосредственное восприятие
друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение требует
участия в общении посредника, через которого передаётся информация. В
интернет-общении таким посредником выступает компьютер
[19].
По
пространственному признаку, учитывая реалии современной цивилизации с развитием
цифровых и информационных технологий, можно выделить реальное и виртуальное
общение. К реальному общению относится традиционное общение людей, в процессе
которого можно непосредственно взаимодействовать друг с другом. Виртуальное
общение характеризуется тем, что в его процессе оно опосредовано компьютером
или иным цифровым устройством с выходом в Интернет [17].
По формам
проявления общение бывает непосредственное и опосредованное. Непосредственное
общение осуществляется с помощью естественных органов, таких, например, как -
голосовые связки, руки, т.е. тела человека. Опосредованное общение проходит с
использованием дополнительных средств, созданных самим человеком, таких,
например, как - аудио- и видеотехника,
письма.
Таким образом, компьютерное общение относится к
опосредованному виду общения, косвенному, виртуальному, которое, чаще всего,
является письменным. В 1986 году Г.Гамперт и Р.Каткарт ввели понятие
"межличностной опосредованной коммуникации” как взаимодействия между людьми, в
процессе которого среда вклинивается между ними для преодоления ограничений
пространства и времени. Исследования опосредованного общения ведутся как
зарубежом, так и
|