Одним из актуальных
вопросов современного документоведения и документной лингвистики является
жанрово-видовая классификация документных текстов.
Определяя жанр документа
как функциональную разновидность речи, имеющую стандартизированную форму отражения,
опирающуюся на средства официально-делового стиля и отвечающую требованиям
композиционно-реквизитного состава, который предусмотрен нормой и устоявшейся практикой,
исследователи выделяют укрупненные
жанровые совокупности документов: государственные, административно-управленческие,
финансово-экономические, рекламные, деловую переписку, документацию
общеорганизационную, документацию личную и др. При этом остается большое
количество текстов, которые оказываются в промежуточном положении, их
«документный статус» остается неопределенным. К числу таких текстов относится и
PR-текст.
Необходимо
определиться с терминологической базой исследования. «PR-текст –
разновидность текстов массовой коммуникации, письменный текст на бумажном или
электронном носителе, служащий целям формирования или приращения паблицитного
капитала базисного PR-субъекта,
обладающий скрытым (или реже – прямым) авторством, предназначенный для внешней
или внутренней общественности» – такое определение дает этому явлению А.Д. Кривоносов [14, c. 58]. В
коллективной монографии А.Д. Кривоносова,
О.Г. Филатовой, М.А. Шишкиной данное понятие конкретизируется: «Под PR-текстом понимается вербальный текст (т.е. состоящий
из языковых единиц):
1.
Функционирующий в пространстве публичных коммуникаций;
2.
Инициированный базисными субъектом PR;
3.
Направленный одной из групп целевой общественности;
4.
Содержащий PR-
информацию;
5.
Распространяемый при непосредственном устном контакте с представителями группы
целевой общественности, либо через СМИ, посредством прямой почтовой или личной
доставки;
6.
Обладающий скрытым и мнимым авторством» [12, c. 197 - 198].
По
мнению В.С. Кочетовой [11, c. 24], утверждение «PR-текст должен направляться одной из групп целевой
общественности» весьма спорно. Существуют PR-тексты, направленные на несколько групп целевой аудитории,
например корпоративные издания и нефинансовые отчеты. Круг заинтересованных
сторон, которому адресованы эти тексты, может быть достаточно широк. Также
доставка PR-текста
может осуществляться через интернет и по каналам мобильной коммуникации. Новые
каналы передачи PR-текстов
существенно отражаются на их содержании. Как сказал Маршалл Маклюэн: «Средство
передачи сообщения и есть содержание сообщения» (The Medium is the Message).
С
объективной точки зрения PR следует
рассматривать как бизнес и как социальную силу. Как и другие грани менеджмента,
развитие PR требует времени. Завоевание паблисити, или размещение в
прессе событийной информации, перестало составлять основное содержание PR.
В ранней литературе под PR подразумевалось
в основном завое
|