У
детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня.
Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может
регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
К
старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов.
Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов,
употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или
противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов [50].
Таким
образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества
используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же
слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку
связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже
пользуются.
В
старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого
развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес
простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У
детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение
контролировать свою речь [43].
Наиболее
яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является
активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование,
рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться
разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между
частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец) [42].
Вместе
с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные
дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться
интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость
речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных
грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен
существительных, согласование их с прилагательными, разные способы
словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение
сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению
слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного
высказывания [46].
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в
огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его
жизни. Хотя первые предложения дошкольника все еще не обладают сложными
грамматическими конструкциями. Это чаще всего простые и нераспространенные
предложения, которые состоят из существительного и глагола, и даже просто
содержат одно слово, описывающее целое событие. Немного позже в речи ребенка
появляются предложения, которые содержат в себе определения и обстоятельства,
помимо подлежащих и сказуемых. К использованию некоторых форм прямых падежей
дети добавляют и косвенные падежи. Усложняя грамматику предложения, возникают
придаточные грамматические конструкции с использованием союзов: когда, потому,
если. Все это свидетельствует об усложнении мышления ребенка, что выражается в
речи. Развитие речи в старшей группе должно включать в себя и освоение
диалогической речи [12].
Можно считать, что основы развития речи ребенка
закладываются в дошкольный период. Именно это должно стать целью особого
пристального внимания родителей. Проблемы с речью часто становятся помехой для
будущего успешного обучения в школе. При поступлении в школу обычно большинство
детей хорошо произносят полностью все звуки, но у некоторых детей шестилетнего
и даже семилетнего возраста произношение остается несформированным. Не стоит
дожидаться, пока ребенок справится с речевым недостатком естественным путем.
Следует обратить на это специальное внимание. Правильность и четкость
произношения слов
|