Вопросу определения
термина «качество» отводится достаточно много места, как в отечественной, так и
в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает
неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой
он является именно данным, а не иным предметом.
Конкретно-экономических
трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В
частности, американский профессор Х. Д. Харрингтон пишет, что «качество – это
удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить,
когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение
ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает».
Понятие качества
продукции имеет важное значение в практической деятельности, потому
регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные
понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу, под
качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее
пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее
назначением.
В соответствии с
международным стандартом ИСО 9000:2000, качество – это совокупность свойств и
характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять
обусловленные или предполагаемые потребности.
Международный стандарт
определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида
и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия
своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству,
которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия,
в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих
качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.
Следует
отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная
экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и
доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в
мировом сообществе.
Качество
может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и
изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать
оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то
эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы,
требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом
применяется термин «уровень качества».
Однако любой
документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на
какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому
предприятие, изготавливая продукцию даже в точном соответствии с
нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е.
не устраивающей потребителя.
Таким
образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной
экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь
закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Свойством называется
объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании,
эксплуатации и потреблении.
Дефект – это отдельное
несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической
документацией.
Брак – это дефектная единица
продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Подходы к количественной
оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о
способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
В зависимости от
характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным).
В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по
назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или
экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники брака и
намечаются мероприятия по его предупреждению.
Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества,
основанная на сравнении
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие.
Таганрог: Изд-во ТРТУ, - 2008. – С. 34.
|