Глава 1. Содержание налогового
администрирования
1.1 Понятие и принципы налогового
администрирования
Налоговые доходы являются одной из важнейших составляющих доходной
части государственного бюджета, кроме того, посредством взимания налогов -
изменения ставки, объекта налогообложения, квалификации тех или иных операций
как облагаемых или, напротив, необлагаемых - государство осуществляет
управление экономикой, что также оказывает воздействие на иные виды доходов и
существенно влияет на структуру финансовой системы. Из вышеизложенного следует,
что в целях достижения надлежащих результатов регулирования и контроля
финансовой системы необходим действенный и эффективный механизм регулирования
сферы налоговых отношений, причем как в правовом аспекте, так и в
экономическом.
Данный вывод о характере взаимосвязи финансовых и налоговых правоотношений
подтверждается структурным анализом финансового контроля как правового
института. Так, финансовый контроль подразделяется на финансово-бюджетный и
финансово-хозяйственный виды контроля, при этом финансово-бюджетный контроль в
основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках
непосредственно бюджетного процесса, а финансово-хозяйственный выражается в
проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов.
При этом к последнему виду финансового контроля некоторые
исследователи относят и деятельность налоговых органов по осуществлению
налогово-проверочных мероприятий.
Необходимо отметить, что регулирование той или иной сферы
правоотношений в первую очередь подразумевает пресечение и профилактику
деликтных деяний (действий и бездействия) с установлением соответствующих видов
ответственности за их совершение. За деликтные действия в налоговой сфере
установлены уголовная (ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ), административная (глава
14 КоАП РФ) и налоговая (глава 18 НК РФ) ответственность.
Выявление каждого из вышеуказанных видов деликтных деяний возложено
на налоговые органы и органы внутренних дел, действующие в пределах своей
компетенции. Налоговые органы осуществляют выявление налоговых правонарушений и
административных проступков в рамках налогового контроля, органы внутренних дел
- в рамках оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального
производства.
Однако если компетенция органов внутренних дел в сфере налоговых
правоотношений является узконаправленной, то компетенция органов Федеральной
налоговой службы Министерства финансов контрольно-проверочными действиями не
ограничивается.
Представляется правомерным обозначить специфическую
правоприменительную деятельность указанных компетентных органов, осуществляемую
на основании законодательно закрепленных полномочий, термином "налоговое
администрирование".
Таким образом, налоговое администрирование можно рассматривать как
своеобразный механизм управления в налоговой сфере, при этом она раскрывает
содержание данного термина как "повседневную деятельность налоговых
органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату
налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных
платежей".
По
мнению О.А. Ногиной, под налоговым администрированием понимается комплекс мер,
направленных на полную и своевременную уплату
|