Начало развития авиации
связано со второй половиной XVIII в., когда в 1783 г. во Франции были проведены
первые испытания по пилотированию воздухоплавательных аппаратов различных
типов. Осенью того же года российский посланник в Париже князь И.С. Барятинский
поспешил ознакомить императрицу Екатерину II с новыми разработками французской
стороны. Дальновидный политик объективно оценивал перспективность в военном
деле беспрецедентного для того времени открытия. В частности, он указывал: «…не
будет никакой крепости, которую бы не можно было овладеть через угрозы с
воздушных машин метанием огненных материй, каковых потушить невозможно».
Использование аэростатов
(привязных воздушных шаров) во французской армии (до 1798 г.) не осталось
без внимания в России, где с начала XIX столетия начались показательные
полёты французских аэронавтов. Первым среди россиян в воздух (в качестве
пассажира) рискнул подняться (июль 1803 г.) престарелый генерал от
инфантерии С.Л. Львов, один из героев штурма Измаила (1790 г.). В
следующем году подобный подъём выполнил академик Я.Д. Захаров уже в
интересах Академии наук.
Вскоре
об использовании аэростатов в военном деле заговорили в Военном министерстве. С
личного благословения императора Александра I были выделены немалые
средства на реализацию грандиозного проекта немецкого изобретателя-инженера
Ф. Леппиха, предложившего свои услуги российской стороне. Построенный в
конце лета 1812 года под его руководством полужёсткий управляемый аэростат
(дирижабль), способный нести значительную бомбовую нагрузку, предполагалось
апробировать в Бородинском сражении. Однако вследствие серьёзных
конструкторских ошибок дирижабль так и не смог оторваться от земли, похоронив
тем самым далеко идущие планы российских военных кругов, на что указывает А.Ю.
Лашков.
Вновь
о воздухоплавании вспомнили лишь в период Восточной (Крымской) войны (1853–1856 гг.).
С инициативой использовать воздушное пространство в военном деле выступил
воздухоплаватель коллежский секретарь лейб-кирасирского её величества полка
И.М. Мацнев. Им был представлен на имя военного министра
генерал-лейтенанта В.А. Дологорукова соответствующий «Проект применения
воздушных шаров в Крымскую кампанию», рассматривавший учреждение под
Кронштадтом или под Севастополем воздухоплавательной обсерватории
(наблюдательной станции с привязными аэростатами). Департамент Генерального
штаба поддержал это предложение, однако сам проект до конца войны так и не был
реализован. Опасаясь ответных действий со стороны противника (в первую очередь
Франции), император Николай I категорически отверг предложения
И.М. Мацнева о боевом применении свободнодвижущихся аэростатов против
англо-французской эскадры под командованием вице-адмирала Ч. Нейпира в
Балтийском море (1854 г.).
Тем временем ведущие страны Европы (Англия, Франция, Германия), признав за
военным воздухоплаванием большие перспективы, приступили к формированию
воздухоплавательных подразделений на штатной основе. Вскоре летательные
аппараты стали активно применяться в ходе гражданской в Североамериканских
штатах Америки (1861–1865 гг.), Парагвайской (1864–1870 гг.) в
Латинской Америке и франко-прусской (1870–1871 гг.) войн, где выступали
средствами разведки и связи.
Всё это заставило российские военные круги
вспомнить о забытом проекте И.М. Мацнева. В их среде вопрос о
необходимости придать полевым частям пилотируемые аэростаты уже не вызывал
сомнения. К примеру, состоявший в распоряжении командующего войсками
Туркестанского военного округа генерал-майор Я.И. Краевский в докладной
записке на имя начальника Главного штаба генерал-адъютанта Ф.Л. Гейдена от
5 октября 1868 года предложил
|