1 Сущность и структура бизнес-плана
1.1 Понятие о бизнес-плане и бизнес-планировании
Под планированием принято понимать разработку внутриорганизационных планов, бюджетов как стоимостного их выражения, специальных программ и процедур.
Планирование помогает субъекту сосредоточиться на главных направлениях деятельности, определить цели. Стратегии, тактику, обеспечить их увязку с точки зрения оптимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся возможностей в условиях ограниченности ресурсов.
Бизнес-планирование, являясь необходимым элементом управления предпринимательской деятельностью, имеет несколько важных функций, основными из которых следует признать следующие:
- инициирование – повышение уровня активности, стимуляция и мотивация развития намеченных проектов и разработанных договоров и сделок;
- прогнозирование – предвидение и обоснование будущего состояния предприятия, осуществляемое в ходе анализа и учета факторов, влияющих на его деятельность;
- оптимизация – выбор наилучшего варианта развития деятельности предприятия в существующей внешней среде и при имеющемся ее уровне развития;
- координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости между всеми структурными подразделениями компании, при которых осуществляется ориентация на достижение желаемого результата;
- безопасность управления – обеспечение полной и достоверной информации административного звена предприятия о наличии возможных рисков, что позволяет принимать своевременные упреждающие меры по снижению уровня или по полному предотвращению возможных отрицательных последствий;
- упорядочение – создание единого общего порядка, обеспечивающего возможность успешной эффективной деятельности и уровня ответственности;
- контроль – возможность оперативного слежения за уровнем выполнения плановых показателей, выявления ошибок и недостатков и их разумной корректировки;
- воспитание и обучение – положительное воздействие оптимально спланированных действий на поведение работников в организации и на возможности их обучения, в том числе и методом выявления ошибочных действий;
- документирование – представление действий в документальной форме, в результате чего формируются доказательства успешных или неудачных действий руководящего звена предприятия.
Успешная разработка бизнес-плана обеспечивается соблюдением основополагающих принципов планирования, в результате чего создаются предпосылки, обеспечивающие успешную деятельность предприятия в имеющейся экономической обстановке (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные принципы бизнес-планирования на предприятии[1]
№ п/п
|
Принципы планирования
|
Содержание
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Необходимость
|
1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности представляет собой важнейший элемент рационального поведения людей
2. Перед началом действий каждый должен в полной мере осознать свои желания и возможности
|
[1]Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: учеб.пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 208 с.
|