Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить его природу, функции, значение для народного хозяйства.
Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством[1].
Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:
- целевые признаки;
- организационные;
- системные[2].
Целевыми признаками являются:
- поддерживаемые органы управления;
- целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
- целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика);
Организационными признаками налога являются:
- объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
- источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);
- база налога – сумма, с которой взимается налог;
- ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
- субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;
- системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:
- доля налога в бюджетных поступлениях;
- доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории[3].
Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:
- регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
- финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления, и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью[4].
Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.
Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:
- изменение системы налогообложения;
- изменение налоговых ставок;
- предоставление налоговых льгот;
Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.
Государственное налоговое регулирование возможно на двух уровнях. Верхний – это регулирование, реализуемое за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков, вкладываемых капиталов.
Нижний уровень регулирования – это отдельные налоговые льготы внутри какого – либо сектора.
Фискальная функция заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для формирования финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. С её помощью образуются государственные денежные фонды
[1] Дюжов А.В. Налоги и налогообложение. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – С. 39.
[2] Дюжов А.В. Налоги и налогообложение. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – С. 39.
[3] Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2012. – С. 47.
[4] Дюжов А.В. Налоги и налогообложение. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – С. 42.
|