1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
Издержки и прибыль занимают одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. В данной связи возникает необходимость формирования организационно-экономического механизма снижения издержек производства в аспекте усиления национальной конкурентоспособности, который представляет собой систему целей, принципов и методов функционирования на современном предприятии, чтобы оно могло конкурировать на рынке.
Успешная работа субъектов хозяйствования в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрно-промышленного комплекса экономики оказывают интегральные факторы (прежде всего инвестиционные, инновационные и финансовые). Это вполне оправдано, так как произвести, переработать и реализовать продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только путем использования инновационных технологий и достижений науки. Таким образом, только то предприятие, которое систематически обновляет свой ресурсный потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.
Рост конкурентоспособности все более определяется инновационной составляющей, связанной с постоянной разработкой, внедрением и использованием производственно-коммерческих и финансово-инвестиционных новшеств, с качественным совершенствованием организационно-экономического механизма хозяйствования на микро- и макроуровне.
Конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов, в том числе и регионов. Далее, конкурентоспособность, видимо, может в определенных условиях оказаться тождественной таким экономическим категориям, как качество, или эффективность. Из сказанного непосредственно вытекает, что конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как неуправляемые параметры. Утверждают, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне.
Обобщенно понятие «конкурентоспособности» формулируют следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.
Значительное число работ относится к оценке конкурентоспособности отдельных товаров, агрегированной товарной группы страны.
С другой стороны, довольно заметные расхождения в определении понятия «конкурентоспособность» связываются с различиями в методологиях исследования. Одни методы направлены на определенное представление данных статистики внешней торговли, чтобы получить в итоге численную оценку конкурентоспособности. Другие методы ориентированы, в частности, на анализ используемых ресурсов, что в более общей категории анализа может быть представлено как оперирование показателями экономической эффективности. Методы макроэкономического порядка исследуют возможности оценки конкурентоспособности на национальном уровне, существует ряд других методологических подходов, например связанных с оценкой внешних инвестиций; использующих метафоры (ромб Портера, матрица Бостонской консалтинговой группы) и др.
В соответствии с выбранной методологией и уровнем исследования, как правило, предлагается соответствующая версия определения
|