Глава 1. Историко-культурный аспект развития монгольской империи
1.1. Условия формирования и развития монгольской империи
К концу XII века на обширном пространстве от Великой Китайской стены до Южной Сибири, от верховья Иртыша до Амура кочевали несколько крупных союзов монгольских племён. Этноним «монгол» в форме «мэнгу», «мэнгу-мо», «мэнгу-ва» - впервые встречается в китайских хрониках династии Тан. Так китайцы называли группу «варваров» (все степные народы), которые кочевали на их северных границах, что, очевидно, отражало их самоназвание. Северо-монгольские племена китайцы называли «чёрными» татарами, а кочевников, примыкающих к Великой Китайской стене «белыми» татарами. Встречается такое понятие как «дикие» татары, применимое к народам, занимающихся охотой и рыболовством, и жившим в самых отдалённых и северныхкраяхМонголии. Из этого можно предположить, что в этот период татары доминировали в степи. В состав степных народов входили кочевники трёх племён (маньчжурского, монгольского, тюркского), но все эти кочевники называли себя общим понятием «таталы», отсюда - «татары». По мере отдаления от Китая, влияние оседлых народов на кочевые народы сказывалось слабее или вообще отсутствовало. Природные условия Монголии (степи, горные пастбища) с древнейших времён обусловили основное занятие монголов - кочевое скотоводство, т. е монголы – кочевники - номады. В степях центральной Азии кочевое скотоводство выделилось из первобытного комплексного земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства. Китаец Чань-Чунь, описывалместа обитания татаро-монол, как «гигантскую долину размеры которой составляют 7-8 месяцев пути в длину и ширину, изобилующую водой и травой», где люди и стада «сегодня идут, завтра стоят, где есть вода и трава». В XI в. окончился длительный период засухи. Это способствовало сдвигу границ степной зоны на юг до пустыни Гоби, росту количества скота и особенно населения. Основным элементом монгольского общества являлся род во главе со степной аристократией (багатуры, нойоны). Род совместно владел кочевыми угодьями, совершал религиозные обряды. В сознании большей части монголов устойчивым было представление о коллективной ответственности за каждого члена рода. Совместное ведение хозяйства и кочёвки получил название куренной (лагерь-курень устраивался вокруг юрты родового старейшины и мог насчитывать до тысячи кибитки, т.е. семей).
Выходцы из рода, не желавшие принимать правила поведения и жизни внутри коллектива, становились «людьми длинной воли». Эти люди объединялись в организованные отряды под предводительством военных предводителей. «Люди длинной воли» наряду с монгольскими родами были мощной силой в степи. У монголов существовали племенные объединения, которые к указанному времени представляли собой не столько этнические, сколько политические общности. Каждое из этих объединений имело своего предводителя - хана. Как правило, ханы в указанное время являлись уже наследственными правителями, хотя продолжала существовать выборная система эпохи военной демократии, когда хана как военного предводителя выбирали представители родоплеменной аристократии. Источники указывают, что в XI-XII вв. в монгольском обществе выделилась степная знать – «нойоны», люди «белой кости». Они носили особые титулы: «Богатырь», «Меткий Стрелок», «Силач», «Мудрый» и др. Со второй половины XII в. обострилось соперничество отдельных аристократических родов за власть, за распределения пастбищ, увода чужих стад и похищения невест «чужой кости». Иранский учёный, визирь монгольскихильханов, Рашид ад-Дин (1247- 1318) сообщает: «у каждого племени был государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, ссорились и грабили друг друга». Вследствие родоплеменной вражды, а также традиционной политики Китая по стравливанию кочевников между собой для предотвращения их объединения, обычными явлениями стали разбой, воровство, произвол, беззаконие, прелюбодеяние. Таким образом, становилось очевидным необходимость политического объединения. Ещё в конце XII в. среди монголов выделился Тэмуджин (1154/1162(?)-25авг. 1227), сын хана Есугэя, испытавший много бедствий после смерти отца: детство в условиях борьбы мелких кочевников; в молодости он был пленником в Китае, где многому научился, в том числе и узнал о слабых сторонах Поднебесной. Он собрал молодых воинов («люди длинной воли»), которые образовали орду (дружину) и жили военной добычей. Они воевали с соседями и принимали в свои ряды всех, кто был готов подчиниться их образу жизни. Вскоре все народы монголов подчинились орде, а Тэмуджин на курултае в 1206 г. (год Тигра/Барса) был провозглашён кааном, т.е. Чингисханом («Океан-хан» - «Владыка мира»; на тюрк. - Тэнгисхан).
Безусловно, ключевую роль в формировании монгольской империи принадлежит Чингисхану. Как указывает Моррис Россаби, «Чингисхан извлек огромную выгоду из тенденций развития, которым следовали монгольские племена. Их стремление к объединению, растущее этническое
|