Глава 1. Специфика формирования испанской литературы
1.1. Условия формирования ранней испанской литературы
К 40–60-м годам V в. вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-–485) включена в состав обширного Вестготского государства. Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке.
Развитие испанской литературы непосредственно связано с историей государства, чередой завоеваний, включая период арабского завоевания и Реконкисты, воздействием христианства и т.д. Рассматривая условия формирования испанской литературы, А.А. Смирнов пишет, что «феодальная структура испанского общества в ее своеобразии и порождаемые этим своеобразием общественные проблемы и противоречия определяют основную тематику и главные формы испанской литературы раннего средневековья. Но для правильного понимания ее главнейших черт и развития необходимо учесть роль трех факторов, оказавших огромное влияние на весь ход литературного процесса. Эти факторы - христианство, античная культура и культура арабов»[1].
Рассматривая периодизацию развития испанской литературы, З.И. Плавскин[2]выделяет несколько ее этапов: во-первых, период зарождения (с XII до XVвека), во-вторых, период рассвета («Золотой век» испанской литературы, связанный с именами Сервантеса, Лопе де Веги, Кальдерона и Алакона, приходится на XVI в. и половину XVII в.), в-третьих, период упадка (конец XVI – XVIIIвв.), в-четвертых, период возрождения испанской литературы.
В рамках нашего исследования особый интерес представляет «Золотой век» испанской литературы, на который приходится расцвет испанского романа, представленного в виде плутовского и рыцарского романа. Однако их формирование является продуктомразвития испанской литературы предыдущего периода, складывавшегося под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, которые необходимо рассматривать более подробно.
Вестготское государство в Испании продержалось лишь до начала VIII в.: его сокрушило арабское вторжение (711 - 714 гг.). После этого историческое развитие северной части Пиренейского полуострова и его центральной и южной частей пошло различными путями.
Разбив войска готского короля Родриго, арабы покончили с вестготским господством и заняли большую часть полуострова. С этого времени завоеванная часть Испании вошла в состав Арабского халифата. Правитель Испании подчинялся халифу, жившему в Сирии, в Дамаске. Только на севере, в горах Астурии сохранилось небольшое вестготское королевство. В течение нескольким веков на территории Пиренейского полуострова существовали рядом вестготское и мавританское государства.
Мавры принесли с собой высокую культуру – материалистическую философию и замечательную поэзию. Сейчас установлено, что испанская лирическая поэзия, развивавшаяся очень рано, сложилась под воздействием арабской лирики[3].
Оценивая влияние арабской культуры на Испанию и испанскую культуру, А.Н. Рахметов пишет: «Испания и испанский язык не смогли сохранить изоляцию от влияния арабов. Наоборот, практически на всей территории складывается испано-арабская культура, которая в свою очередь берет над местными культурами. Арабский язык был общегосударственным, таким образом, его знали как мусульмане, так и христиане. За то время, которое арабы прибывали в Испании, местное население так хорошо восприняло культуру арабов (за исключением религии), что их начали называть мосарабами»[4].
До XII в. в Испании существовали две литературы: испано-арабская, с рядом историков, ученых, философов и поэтов, и испано-еврейская, с выдающимися классиками послебиблейской литературы.
Как указывает М. Щепанович при характеристике условий развития испанской литературы, «как и литературы других западноевропейских стран, испанская литература формировалась под влиянием христианской (католической) религии, культурного наследия античности и народного творчества. Она развивалась в тесном взаимодействии с гораздо более развитой культурой арабского мира»[5]. С начала завоевания арабами Пиренейского полуострова испанцы стремились отвоевать свои земли. Аванпостом этой освободительной войны, получившей название Реконкисты и завершившейся только в 1492, была Кастилия, свободные крестьяне и независимые города которой сильно повлияли на формирование испанской литературы.
Взаимодействие арабской и испанской культуры сказалось и в поэзии. Литературным языком в арабской Испании в IX–XI вв. не только для мусульман, но и для местных христиан являлся классический арабский язык. Однако наиболее значительный андалусский поэт Ибн Кузман (родился около 1080 г.) отказался от традиционных условностей старой арабской поэзии. Он писал на простом, близком к разговорному языке с большим количеством испанизмов, осмеивая в своих стихах ислам и воспевая наслаждение жизнью. Большое влияние на андалусскую культуру оказали достижения передовой в то время арабоязычной переднеазиатской и среднеазиатской культуры, труды выдающегося учёного Мухаммеда ибн Мусы Хорезми (IX в.) и великого мыслителя Ибн Сины (Авиценны)[6].
В VIII веке началась реконкиста (или обратное отвоевание), завершившаяся в XV веке. Реконкиста оказала огромное влияние на историю испанского народа и его культуру.
[1] Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. – М.: Наука, 1969. – С. 21.
[2] См.: Плавскин З.И. Литература Испании IX-XV вв. - М.,1986.
[3]Штейн A. Л. История испанской литературы. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 8.
[4] Рахметова А.Н. Лингвистический аспект влияния арабской культуры на Испанию // Культура и образование. – Июнь 2014. - № 6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1912
[5]Щепанович М. Испанская литература . – М.: Академия, 2011. – С. 15.
[6]Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003. – С. 85.
|