Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕГА-СОБЫТИЙ
1.1 Мега-события в системе современных социальных коммуникаций
Спортивные мега-события врастают в социальную ткань капиталистического общества, выражая специфическую буржуазную культуру, рассчитанную на почитание соревновательного успеха, приобретающего видимость исключительности и глобальной известности.
С ростом спроса на массовые занятия спортом, крупные спортивные состязания, транслируемые через масс-медиа, превращаются в инструменты бизнеса по предоставлению спортивных услуг и по продаже спортивного обмундирования и одежды. Велика роль в приобщении к досугу в форме спортивных практик таких глобальных спортивных событий как Олимпийские игры, чемпионаты мира, первенства континентов и конфедераций, и пр. Поэтому, большинство спортсменов превращается в высоко оплачиваемые рекламные модели, так, что эти доходы, будучи производными от их спортивных достижений, заметно превосходят доходы от их непосредственной спортивной деятельности.
В силу состязательной природы спорта интерес к этому зрелищу, в отличие от иных видов шоу-бизнеса, поддерживается благодаря размыванию связи между затратами и результатами. С этой точки зрения, становится сложным обеспечить постоянное увеличение прибыли и, как правило, устанавливается практика перераспределения доходов, призванная способствовать качеству самого спортивного зрелища как товара .
Проведение публичных событий глобального масштаба, или мегасобытий, признается одной из отличительных черт современного общества, текущая стадия развития которого часто определяется как глобализация. Взаимосвязь глобализации и мегасобытий, тем не менее, не представляется очевидной, если мы обратимся к популярному примеру современных Олимпийских игр как спортивного мегасобытия. Например, трудно отнести первые (как впрочем, и ряд последующих) Олимпийские игры 1896 г. в Афинах к мегасобытиям ввиду ограниченного количества международных участников и отсутствия высокого публичного интереса к соревнованиям за пределами Греции. Также статус зимних Олимпийских игр в качестве мегасобытия является спорным с учетом их изначально вторичного положения и существенно меньших масштабов по отношению к летним Играм. Тем не менее, развитие олимпийского движения свидетельствует о том, что с ростом количества участников Олимпийских игр и с развитием коммуникационных технологий меняется характер Олимпий-ских игр как публичного события. Вопрос заключается в том, почему и как Олимпийские игры становятся или начинают считаться мегасобытиями, как указывает В. Пасынкова .
В веке XXI волна мегасобытий продолжает нарастать. Приметой последнего десятилетия стало активное включение в процесс глобальных Востока и Юга. Достаточно вспомнить Олимпийские игры 2008 года в Пекине и чемпионат мира по футболу в 2010-м в ЮАР. Восточная Европа и Россия также отмечаются целым рядом мегасобытий. В 2012 году – чемпионат мира по футболу в Польше и Украине, Евровидение в Баку, саммит АТЭС во Владивостоке, в 2013-м – Универсиада в Казани, в 2014-м – Олимпийские игры в Сочи, в 2018-м – чемпионат мира по футболу в России. В связи с этим возникает вопрос: почему проводить такие мероприятия, сопряженные со значительными финансовыми затратами и организационными усилиями, стремятся даже те страны и города, которые не могут похвастаться излишком ресурсов? Почему города всего мира
|