1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание бизнес-плана
Под планированием принято понимать разработку внутриорганизационных планов, бюджетов как стоимостного их выражения, специальных программ и процедур.
Планирование помогает субъекту сосредоточиться на главных направлениях деятельности, определить цели. Стратегии, тактику, обеспечить их увязку с точки зрения оптимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся возможностей в условиях ограниченности ресурсов.
Бизнес-планирование, являясь необходимым элементом управления предпринимательской деятельностью, имеет несколько важных функций, основными из которых следует признать следующие:
инициирование – повышение уровня активности, стимуляция и мотивация развития намеченных проектов и разработанных договоров и сделок;
прогнозирование – предвидение и обоснование будущего состояния предприятия, осуществляемое в ходе анализа и учета факторов, влияющих на его деятельность;
оптимизация – выбор наилучшего варианта развития деятельности предприятия в существующей внешней среде и при имеющемся ее уровне развития;
координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости между всеми структурными подразделениями компании, при которых осуществляется ориентация на достижение желаемого результата;
безопасность управления – обеспечение полной и достоверной информации административного звена предприятия о наличии возможных рисков, что позволяет принимать своевременные упреждающие меры по снижению уровня или по полному предотвращению возможных отрицательных последствий;
упорядочение – создание единого общего порядка, обеспечивающего возможность успешной эффективной деятельности и уровня ответственности;
контроль – возможность оперативного слежения за уровнем выполнения плановых показателей, выявления ошибок и недостатков и их разумной корректировки;
воспитание и обучение – положительное воздействие оптимально спланированных действий на поведение работников в организации и на возможности их обучения, в том числе и методом выявления ошибочных действий;
документирование – представление действий в документальной форме, в результате чего формируются доказательства успешных или неудачных действий руководящего звена предприятия.
Успешная разработка бизнес-плана обеспечивается соблюдением основополагающих принципов планирования, в результате чего создаются предпосылки, обеспечивающие успешную деятельность предприятия в имеющейся экономической обстановке (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные принципы бизнес-планирования на предприятии
№ п/п Принципы планирования Содержание
1 2 3
1 Необходимость 1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности представляет собой важнейший элемент рационального поведения людей
2. Перед началом действий каждый должен в полной мере осознать свои желания и возможности
2 Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен иметь непрерывный характер посредством:
а) последовательной разработки новых планов после завершения действия планов предыдущих периодов;
б) скользящего планирования – по окончании части планового периода формируется обновленных план, в котором возрастает горизонт планирования, а на оставшийся период план уточняется с учетом изменения факторов внешней среды и внутренних возможностей, резервов и предпочтений предприятия
Продолжение таблицы 1.1
3 Эластичность и гибкость Адаптация разработанных планов к изменениям внешних и внутренних факторов осуществляется посредством:
а) внедрения плановых резервов по основным показателям;
б) применения эвентуального планирования для различных возможных ситуаций развития и распределения данных;
в) использования оперативного планирования для учета возникающих изменений во внешней и внутренней среде;
г) использования альтернативных планов
4 Единство и полнота (системность) Системность может быть достигнута использованием трех основных методов:
1. Наличием общей экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия как по горизонтальному, так и по вертикальному уровням планирования
2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и т.д.) в своем взаимодействии должны составлять общий согласованный план социально-экономического развития предприятия
3. Включением в план всех возможных факторов, которые тем или иным образом воздействуют на принимаемые решения
5 Точность и детализация 1. Каждый разработанный на предприятии план должен быть составлен с необходимой степенью точности, позволяющей достигнуть поставленной цели
2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным проектам точность и детализация планирования может быть в некоторой степени снижена вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы
6 Экономичность 1. Расходы, относимые на планирования должны быть соизмеримы с получаемыми от него выгодами
2. Вклад планирования в эффективность деятельности предприятия может быть определена посредством анализа качества принимаемых решений
7 Оптимальность 1. На всех этапах планирования должна быть обеспечена возможность выбора наиболее эффективного варианта решения
2. Выражается в достижение максимально возможного уровня прибыли и других показателей эффективности деятельности предприятия и минимизации уровня затрат при соблюдении прогнозируемых ограничений
8 Связь уровней управления Может быть достигнута использованием следующих способов:
а) детализация планов сверху вниз
б) укрупнение планов снизу вверх
в) частичное делегирование полномочий
|