1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Система налогов и сборов Российской Федерации
Современная налоговая система России как самостоятельный институт начала свое существование с 1992 г. В конце 1991 г. был принят федеральный закон «Об основах налоговой системы в РФ». В указанном законе был установлен перечень налогов который насчитывал более сорока их видов. Особенно большое количество налогов приходилось на местные налоги, эффективность которых со временем не подтвердилась, что стало приводить к уменьшению их числа. Большую роль в сокращении числа налогов сыграли налоговые службы, которые обосновали большую затратоемкость на их администрирование. И так, законодатели ежегодно сокращали перечень неэффективных налогов, вводя взамен такие налоги как: налог с продаж, который тоже оказался не совсем справедливым и был отменен. Однако, решение об установлении единого налога никогда не рассматривалось и было обосновано, так как налоги должны быть разными в силу объективных причин. На сегодняшний день в Российской Федерации действует восемь федеральных налогов, три региональных налога и два местных налога, которые являются обязательными на всей территории РФ .
К числу федеральных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Кроме того в разное время в налоговую систему Российской Федерации стали вводить специальные налоговые режимы. Введение специальных налоговых режимов было объективной необходимостью, мерой государства для поддержки субъектов малого бизнеса и сельхозпроизводителей. В настоящее время в нашей стране существуют пять специальных налоговых режима:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;
2. Упрощенная система налогообложения;
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. Патентная система налогообложения .
При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему, т.е. систематизация или классификация налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам. В теории налогообложения налоги классифицируют следующим образом:
1. По механизму формирования налоги подразделяются на два вида - прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги, взимаются в процессе накопления и приобретения материальных благ. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные налоги. (НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог).
2. Косвенные налоги – взимаются в процессе расходования средств и оплачиваются потребителями товаров, работ и услуг. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потр
|