ВВЕДЕНИЕ
Музей (лат. museum от гр. museion – храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия. (Музейная энциклопедия)
На сегодняшний день музеи занимают важное место в культурной и научной жизни общества, с течением времени происходит их развитие, изменение и актуализация исходя из современных потребностей посетителей музея, на которую в первую очередь направленна деятельность публичных музеев, которые были выбраны объектами исследования.
В определении выше я бы хотела обратить внимание именно на расшифровку музейных функций – «актуализация и трансляция последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия», что очень точно отражает стремление музеев «идти в ногу со временем» и искать новые формы организации музейного пространства и подачи музейного материала.
Стоит учитывать, что с развитием мультимедийных технологий и технологических устройств, в обществе вырабатываются новые каналы восприятия подаваемой информации, и если раньше большое внимание уделялось текстуальному наполнению, экспозиция воспринималась посетителем как считываемый текст, то сегодня вектор смещается в визуальную составляющую - информация приоритетно считывается как видеоряд, что должна учитывать современная музейная экспозиция. И если в художественных музеях данная проблема не так актуальна, то в естественнонаучных музеях могут возникать трудности с визуальной подачи природного и научного материала, который может изначально не предполагать под собой визуальный ряд.
Исходя из данных тенденций на сегодняшний день становится актуальна тема планирования музейной стратегии, которая помогает сотрудникам музея определить своё место в конкурентной среде, которая складывается сегодня их различных досуговых заведений, а также выбрать правильный план позиционирования музея в городе.
Объект исследования – анализ современного состояния и текущей деятельности публичных естественнонаучных музеев.
Предметом исследования были выбраны 3 естественнонаучных музея города Москвы: Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Государственный Дарвиновский музей, Государственный Геологический музей им. В.И.Вернадского РАН, также для освещения мирового опыта организации и функционирования естественнонаучного музея был выбран Музей наук MUSE в городе Тренто (Италия).
В работе были поставлены следующие цели:
1. Рассмотреть деятельность естественнонаучных музеев города Москва;
2. Рассмотреть мировой музейный опыт естественнонаучных музеев;
3. Оценить текущее положение естественнонаучных музеев;
4. Рассмотреть актуальные стратегии развития естественнонаучных музеев.
Были решены следующие задачи:
- изучение текущих направлений деятельности естественнонаучных музеев;
- анализ текущего состояния естественнонаучных музеев в городской среде;
- рассмотрение актуальных мероприятий направленных на развитие музея;
- рассмотрены стратегические шаги по планированию музейной деятельности.
При подготовке работы использовались следующие работы:
- Государственный Дарвиновский музей «Концепция развития 2013-2020 год», А.И.Клюкина, Т.С.Кубасова, Москва 2012;
- Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался», Москва 2012;
- С. И. Сотникова «Естественноисторическая музеология», Москва 2011;
- Б.Лорд, Г.Д.Лорд «Менеджмент в музейном деле», Москва 2002 и др.
Магистерская работа выполнена на 70 листах основного текста и 3 страниц приложений.
|