Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он также дает возможность :
· определить пути и способы достижения поставленных целей,
· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия,
· предотвратить ошибочные действия,
· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности,
· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта,
· смягчить влияние слабых сторон предприятия,
· определить потребность в капитале и денежных средствах,
· своевременно принять защитные меры против разного рода рисков,
· полнее использовать инновации в своей деятельности,
· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия,
· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Многие, особенно начинающие, российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. И многие из них испытывают серьезные затруднения при попытке четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса да еще с обоснованием экономических и финансовых показателей.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом:
· самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт,
· командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект,
· сторонней специализированной компанией за определенную плату.
Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут оказать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана.
1. Гражданский кодекс РФ: части первая и вторая - М.: Тандем, Экмос,2006.-228 с.
2. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая - М.: Проспект, 2005.-288 с.
3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М,2001- 215 с.
4. Акуленок Д. Н. и др. Бизнес - план фирмы: Коммент. методики составления. Реал. пример. / Д. Н. Акуленок, В. П. Буров, В. А. Морошкин, О. К. Новиков; Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ" - М.: Гном-Пресс, 1999 - 88с.: ил.
5. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт: Современная практика и документация. Учеб.-практ. пособие. / Под общ. ред. В.М.Попова. Изд. 4-е. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 423 с.
6. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности. /Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1998. - 123 с.
7. Левин М.Ш. Типовые задачи принятия решений при подготовке бизнес-планов. // НТИ. Сер.1. Организ. и методика информ. работы. - М., 1995, № 1. - С. 7-13.
8. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху /Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 2001. – 156с.
|