Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях, в противном случае они будут «баронами удачи», о чем свидетельствует история развития предпринимательства.
Так, М. Вебер считал, что становление цивилизованного предпринимательства связано с новой, протестантской, аскетической духовной традицией, что предпринимателю, взращенному этой традицией, «чужда показная роскошь и расточительство... упоение властью. Предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания». К сожалению, история современного российского предпринимательства свидетельствует об ином.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда; общественный и государственный менталитет; реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды; конечно, сам предприниматель и корпоративная культура.
Отдельные исследователи считают, что можно определить, насколько высока культура фирмы, собственником (или управляющим) которой ты являешься, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
• готова ли фирма к риску и нововведениям:
• направлена ли активность фирмы (сотрудником) на решение главных целей;
• акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
• не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
• стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
• принятие решений в фирме децентрализованно;
• предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
• деятельность подчинена заранее составленным планам;
• работа сопровождается инновационными процессами;
• имеется сотрудничество между группами и отдельными работникам;
• сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
• они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
• отношения в фирме неформальны;
• фирма является открытой для внешней среды.
Лапуста М.Г., Поршнев А.Г Предпринимательство. Учебник для ВУЗов. Издательство: "Инфра-М". 2007г. - 664с.
Роддик А. Бизнес не как обычно. Путешествие предпринимателя за прибылью с принципами. Издательство: "BestBusinessBoоks". 2006. – 260с.
|