1. Традиции востока в культуре России
Находясь на пересечении Востока и Европы, на транспортных путях между ними, Россия неизбежно оказывалась в транзите культурных ценностей. Рассмотрим, какова роль восточной культуры в формировании российской культурной идентичности.
К коренным нравам и обычаям русского народа перешли обычаи и нравы, сказки и легенды народов Востока, вошедшие в плоть и кровь русского народа, как и элементы иранской культуры в период владычества скифов проникли вглубь Руси. К примеру, обратимся к древнерусской иконе «Чудо Георгия о змие» (XIV в). Небольшая деталь на ногах коня (узенькие красные ленточки в виде заострённых флажков) говорит о причастности всадника к сонму небесных сил. Этот мотив пришёл из религиозной символики древнего Ирана: ленточки «кушти» являлись непременным атрибутом божеств и героев сасанидского искусства. Да и сам образ героя-змееборца, воплощавшего светлое начало в борьбе с силами мрака, первоначально был разработан как раз в Иране. Миф о змееборце являлся центральным в народном эпосе и в государственной религии.
Традиционный иконографический сюжет «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре» также даёт нам пример культурного взаимодействия.
Как пишет Л.В. Бажутина, «Связи Руси с Ближним и Средним Востоком отразились в прикладном искусстве, изготовлении утвари, оружия и украшениях, а также в развитии декоративно-орнаментальных форм с использованием мотивов восточной орнаментики»[1].
Каждому знаку и символу отводилось строго определённое место, связанное с определённым набором значений. Так, рельефы Дмитриевского собора во Владимире демонстрируют сюжеты восточного происхождения: сцены терзания жертв хищными зверями и птицами, парные львы, птицы с хохолками у древа жизни, орёл между двух львов и т. д. А стены Георгиевского собора в Юрьеве - Польском сплошь покрыты «ковровой» орнаментикой растительных мотивов, берущих начало в архитектуре стран ислама. Но копирование восточных образцов происходило в ходе их усвоения и художественной переработки русскими мастерами.
В отличие от Европы, растительный декор в искусстве средневековой Руси расцвёл пышным ковровым узором
В дальнейшем, почти до XIX века, культурные контакты со странами Востока Россия осуществляла через посредника, а именно через Европу.
Ознакомившись с духовной культурой и искусством Японии и Китая, Европа распространила её по всему миру. Так, увлечение стилем «шинуазери» повлияло и на вкусы русской придворной знати. «Китайские дворцы» появились под Петербургом – в Ораниенбауме и Царском Селе.
Во времена Петра I было начато строительство дворца для Меньшикова. Главное здание фланкировали два восьмигранных павильона, один из которых был украшен восточным фарфором и назывался он «Японский зал». Екатерина II, в свою очередь, вызвала шотландского архитектора Ч. Камерона для возведения в парках Царского Села построек в китайском вкусе. Этот «китайский» ансамбль состоял из небольших домиков «китайской деревни», пагоды, садовых павильонов и парка в «англо-китайском» стиле. Здания были украшены объёмными фигурами драконов и белым железом, а на изогнутых углах крыш подвешены колокольчики. Эти экзотические ансамбли появлялись не только вблизи столиц, но и в больших дворовых усадьбах, например, Кусково в Яропольце графа Чернышева, в имении князя Куракина «Надеждино» и т. д.[2]
В начале XX века в Санкт-Петербурге был построен буддийский храм, - дацан Гунзэчойней, в живописнейшем месте на берегу одного из рукавов реки Невы. Этот храм был спроектирован русскими архитекторами, которые сумели соединить традиции восточной архитектуры с элем
[1] Бажутина Л.В. Взаимопроникновение культур Запада и Востока. – Кленовское, 2013. – С. 6.
[2] См.: Бажутина Л.В. Взаимопроникновение культур Запада и Востока. – Кленовское, 2013. – С. 6.
|