Итак, физическая картина мира — это идеальная модель природы, выступающая как определенный итог исторического развития физики на том или ином его этапе и функционирующая на теоретическом уровне познания. Она строится на теориях, господствующих в данный период развития физики.
Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими областями культуры.
Вместе с тем, поскольку картина реальности должна выразить главные сущностные характеристики исследуемой предметной области, постольку она складывается и развивается под непосредственным воздействием фактов и специальных теоретических моделей науки, объясняющих факты. Благодаря этому в ней постоянно возникают новые элементы содержания, которые могут потребовать даже коренного пересмотра ранее принятых онтологических принципов. Развитая наука дает множество свидетельств именно таких, преимущественно внутринаучных, импульсов эволюции картины мира. Представления об античастицах, кварках, нестационарной Вселенной и т.п. выступили результатом совершенно неожиданных интерпретаций математических выводов физических теорий и затем включались в качестве фундаментальных представлений в научную картину мира.
1. Миронов А. В. Концепции современного естествознания. М., 2002г.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2000.
3. Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы). М., 2000.
4. Соломатт В.А. История и концепции современного естествознания: Учебник для студентов высших учебных заведений. Ярославль, 2000.
5. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. и др. Концепции современного естествознания. М.: ФАИР-Пресс, 2001.
6. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 208 с.
|