Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и особенности предпринимательства в сфере туризма ……………5 1.1. Место туризма в экономике страны ...........................................................................5 1.2. Классификация видов туризма и факторы, влияющие на него ……………… 11 1.3. Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в сфере туризма…..16 1.4. Туристско-рекреационные ресурсы ………………………………………………..20
Глава 2. Организация предпринимательской деятельности в туристском и гостиничном бизнесе и основные риски………………………………….21 2.1. Предпринимательская деятельность и риски ……………………………………21 2.2. Функции предпринимательского риска …………………………………………..22 2.3. Виды основных рисков в сфере туризма и гостиничного хозяйства ………….23 2.4. Государственное регулирование туристической отрасли ………………………28
Глава 3. Современные проблемы и пути совершенствования предпринимательства в сфере туризма и гостиничного бизнеса ……………………..30 3.1. Состояние и тенденции развития предпринимательства в туризме………….30 3.2. Основные направления совершенствования туристического бизнеса………32
Заключение ………………………………………………………………………………… .34
Список литературы ………………………………………………………………………… 36
Приложение ………………………………………………………………………………..…38
Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Предпринимательство в сфере туризма и гостиничного бизнеса оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов. Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом, туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. На основании всего вышеперечисленного особую важность приобретает изучение роли предпринимательства в этом секторе экономики, а также влияние основных рисков на развитие туристической сферы и гостиничного бизнеса в целом, это делает тему «Предпринимательство в сфере туризма и гостиничного хозяйства и основные риски» особенно актуальным. Тема дипломной работы является очень актуальной в современных условиях, т.к. новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов политики, изменения взглядов на сущность и содержание основных рисков в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития предпринимательства на рынке туризма и рисков, оказывающих на него влияние. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - определить место туризма в экономике; - изучить виды туризма и факторы, влияющие на него; - проанализировать сущность и виды основных рисков в сфере туризма, - рассмотреть государственное регулирование туристической деятельности, - выявить перспективы развития предпринимательства в сфере туризма и гостиничного хозяйства. В курсовой работе используются нормативно-правовые документы, методическая и учебная литература, материалы периодической печати.
Список использованной литературы
1) Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 г. 2) Уголовный кодекс РФ от 1.01.1997 г. 3) Постановление Правительства РФ от 05.08.92г. № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». 4) Постановление Правительства РФ от 03.02.94г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 № 6. 5) Аксенов М.А., Булатова В.А., Мухопад В.И. Организация внешнеэкономических связей.- М. : НПО «Поиск», 2003. – 375 с. 6) Батра Р., Майерс Д. Рекламный менеждмент: Пер. с англ. – 5-е изд. – М.; СПб; К.: Издательский дом "Вильямс", 2000. – 784 с. 7) Балашов Г.И. О системе государственной поддержки инновационных проектов. Сб. статей: инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика - венчурный капитал. М.: ЗелО, 2005. – 325 с. 8) Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский дом торговый дом «Герда», 2004. – 192 с. 9) Бортник И.М. Поддержка малого предпринимательства. Сб. статей: Коммерциализация технологий. М.: Moscow News, 2005. – 324 с. 10) Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. – 256 с. 11) Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: «Наука», 2002. – 212 с. 12) Гришина Л.А. Коммерческая реализация новшеств. М.: ТПП РФ, 2004 – 198 с. 13) . Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с. 14) Гуляев В.Г. Организация туристических перевозок. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с. 15) Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в туристической деятельности: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. ПРИОР, 2004. – 336 с. 16) Дейнеко О.А. Современный организатор производства. М.: «Экономика», 2002. – 156с. 17) Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с. 18) Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник – Мн.: Новое знание, 2002. – 409 с. 19). Козырев В.М. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с. 20) Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. Под ред. Л.А.Волковой, Ю.Н.Каптуревского. –СПб: Питер, 2000. – 675 с. 21) Маринин М.М. Туристические формальности и безопасность в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с. 22) Малый бизнес в зарубежных странах, его роль в технологическом развитии этих стран: проблемы управления: Обзор. М., ИЗАНА, 2002.- 157 с. 23) Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2005. – 400 с. 24) Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. – 2003. - №2. – С.25-27. 25) Бжилянская Л. Туристическая деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. // Экономист. – 2005. - № 3. – С.12-18. 26) Ионов М. Туристсическая сфера: состояние и перспективы. // Экономист. – 2003 . - № 10. – С.45-49.
|